Что не так с нашей системой образования?

Почему ее нужно менять?

Владислав Горбатенко, спикер online конференции Завтра

Яркое подтверждение тому, что бизнесменам все возрасты покорны, главное — упорство и развитие бизнес-мышления. Закончил 2 года обучения в «MBA Kids International», участвовал в конференции KidX 2019, со-основатель образовательного проекта «New School». Владислав Горбатенко спикер online конференции Завтра, ивент поколения Z, которое создает будущее. Пройдет 26 апреля.

ПОДРОБНЕЕ ОБ ONLINE ИВЕНТЕ ZAVTRA

Меня зовут Влад, мне 15 лет. Я, ученик обычной киевской школы, недоволен тем, что происходит в моем образовании: как проходят уроки, каким образом преподносится учебный материал. Серьезно об этом задумался около года назад, когда начал посещать бизнес-школу. Там мне понравилось все: обстановка, преподаватели, темы, которые изучались. Я не хотел ходить в обычную школу, мне было неинтересно и скучно. Как-то в бизнес-школе дали задание открыть  свой проект. Поскольку я знал, что нужно начинать с поиска проблем, то я так и сделал. Почему-то со словом «проблемы» у меня ассоциировалось слово «образование». Так все и закрутилось.

Технологичность

О проблемах наших школ и образования в целом можно говорить часами. Чего только стоит недопонимание между учениками и учителями. Иногда просто из-за разницы в возрасте происходят странные казусы: то запрещают использовать интернет для подготовки к урокам, то заставляют носить с собой по 10 книг вместо одной электронной, то говорят делать презентации на листах А1 и переписывать книги. То есть просто предлагают забыть о технологическом прорыве.
Но все же одной из главных проблем я бы назвал несовременность нашего образования. Школы и университеты просто не успевают за мировым прогрессом. Школьные программы были составлены еще во времена СССР и претерпели лишь небольшие модификации. Современные приоритеты категорично отличаются от потребностей прошлого столетия. Сейчас не каждый учитель может увлечь ученика хотя бы визуальной подачей, тогда как наш «подростковый организм» требует презентаций и интерактива, командных работ и интересных проектов. Но взамен часто прилетает монотонная работа, надписи на доске и самостоятельное изучение материала.
Не могу не затронуть тему нынешнего карантина. Сейчас наиболее комфортно себя чувствуют хоумскулеры. Для них обучение дома — это не что-то сверхновое. Увы, для наших школ и университетов — это вещь затруднительная. Некоторые наши учителя уже неплохо освоили новые методы преподавания, и теперь скинуть фото своего ДЗ в Viber или Telegram — это, как гласит интернет, «режим огнетушителя», но он есть. Это пока достаточно примитивное решение. Из-за отсутствия решения данной проблемы на государственном уровне дистанционное обучение во многих школах и вузах ну так себе…
Тут нужна помощь социума. Если появилась идея или нашлась крутая платформа/сайт для такого обучения, посоветуйте их своей школе, друзьям, таким образом вы сможете чуток повлиять на нашу систему образования уже сейчас. Ведь пока мы более современны, чем учебные заведения.

Teamwork

Для меня работа в команде — это очень больная тема. Потому что мир построен на социуме, людям свойственно общаться между собой, делиться знаниями, выступать на конференциях, спорить. Со стороны кажется, что все это легко. Но попав в ситуацию, где нужно грамотно организовать команду, распределить роли и работу, начинается бардак. Все это из-за отсутствия опыта. А ведь работать в командах большинству из нас придется всю жизнь. Радует, что преподаватели, любящие свою работу, есть и их становится все больше. Зачастую это молодые учителя, которые с удовольствием используют технологии в обучении. Но в Украине учителя-новаторы — это скорее исключения. Если взять соотношение преподавателей-новаторов и учителей, работающих по старинке, то мы и процента не получим, что меня очень огорчает как непосредственного пользователя системы образования.

Взаимообучение 

Также я заметил одну парадоксальную вещь: учителя не всегда готовы сотрудничать с своими учениками. Отрицание того факта, что ученики также могут учить, мешает развитию как самих учеников, так и учителей. Не совру, если скажу, что учеников в школах отрицают, не дают им возможность пробовать себя в разных сферах, ограничиваясь «стандартными»” мероприятиями. Больше свободы в этом плане в вузах.

Провести в школе 11 лет и выйти с «базовыми знаниями» по разным предметам, в основном теоретических и никаких практических, — это поражает, это вызывает недоумение: зачем столько времени тратить на то, что потом ты не сможешь использовать в повседневной жизни? А как насчет жизненного опыта? Как же работа в команде? Финансовая образованность? Кто научит учеников правильно распределять свое время и расставлять приоритеты в жизни? И на что же уходят эти 11 лет жизни?

Это время нужно проводить с пользой, так что дам пару советов.

Как провести время на карантине эффективно

Я пообщался с хоумскулерами, чтобы узнать, какие лайфхаки дистанционного образования они используют. Вот какие инсайты вывел:

  • Обратная связь от учителя — это ключевой элемент дистанционного обучения.

Если что-то не понимаешь — пиши, задавай вопросы. Почему? Зачем? Как?

  • Ты управляешь своим временем, а не школа твоим.

Чтобы эффективно использовать время, планируй его.

  • Я управляю собой, а не школа мной.

ДЗ и учеба — это само собой, но не забывайте, что саморазвитие тоже важно. Таблица Эйзенхауэра поможет в этом + распределение времени с таблицей Эйзенхауэра тоже очень эффективно. Саморазвитие минимум на 2-м месте 😉

Таблица Эйзенхауэра

Эти правила свойственны не только для карантина, не забывайте об этом.

И напоследок

Учеба — это не только негатив. Это время, когда мы находим наших лучших друзей, единомышленников. Школа, университет сами по себе хороши тем, что в них собирается множество разных интересных личностей. Сейчас система образования переживают не лучшие времена, и без нас — учеников, родителей, преподавателей — ей не справиться. Наши совместные действия могут сильно на нее повлиять. Только вместе можно поменять мир к лучшему.

 

ПОДРОБНЕЕ ОБ ONLINE ИВЕНТЕ ZAVTRA