Что не так с университетами в Украине: 8 вопросов и ответов

Главные тезисы с лекции Тимофея Милованова о высшем образовании

Смиловановтоит ли инвестировать в образование ребенка? Станет ли он классным специалистом или же просто обладателем заветной «корочки», которому впоследствии знания, полученные в вузе, не пригодятся? Какова репутация украинских университетов и высок ли уровень образования в стране? Если ваши дети выпускники, и вы уже сегодня думаете над тем, какую профессию стоит выбрать тинейджеру и куда пойти учиться, вам стоит узнать мнение доцента экономики Питтсбургского университета, и.о. президента Киевской школы экономики Тимофея Милованова, которое он высказал в рамках лекции The Future Of Education, организованной ICU-Kyiv Career Development Center.

1. Онлайн или офлайн?

Сегодня существует одна глобальная проблема – большинство молодых людей не понимает, что такое образование и зачем оно нужно. В Украине ежегодно выдается огромное количество дипломов, но студенты не понимают, чему они учились все пять лет. Когда мы смотрим на содержание программ онлайн-курсов, мы видим, что время, проведенное в украинском университете, было потрачено зря. За более короткий промежуток времени студенты могли бы получить образование ни чем не хуже и в онлайне.

2. Зачем нам лекторы?

В последние 600-900 лет стиль преподавания не менялся – это лекции, экзамены, домашняя работа. У вас есть бесплатные онлайн-курсы Coursera и Prometeus, вы можете читать книги, которые расскажут вам больше, чем лектор. Вы можете учиться по книгам, читая их в библиотеке или со своего девайса. Является ли эта технология получения знаний через лекции лучшей, чем чтение книг или просмотр видео? Очевидно, нет. Средненький профессор перескажет вам часть той книги, которую вы и сами можете прочитать. Вы можете почитать не только ту книгу, по которой вас учит преподаватель, но и найти в Google другие книги по этой же теме, посмотреть на YouTube видео по этой же тематике. Так зачем нужны лекторы? Что они расскажут такого, чего нет в книгах? Я критикую саму систему украинского образования, а не профессоров лично. Они талантливые и замечательные люди. Однако нам важен человеческий контакт, поэтому до сих пор сохраняется система образования, которая была придумана еще 900 лет назад, начиная с садиков и заканчивая докторантурой. Мы не очень любим разговаривать с роботами, мы любим говорить с людьми. Человек может нам ответить на специфические вопросы, в отличие от видеокурсов.

3. Почему в образование не приходят инновации?

Иногда вы делаете домашнюю работу, иногда не делаете, списываете или заказываете ее выполнение своим друзьям или даете взятки лекторам, как это происходит в Украине. В итоге вы получаете диплом, цена которому ноль. Вы тратите много денег и времени – в это время вы могли бы заниматься чем-то другим. Вы могли бы стать атлетами олимпийского уровня. Но пять лет тратится на то, чтобы сидеть в аудиториях, хотя изучить все это можно было бы за более короткий промежуток времени. Я не знаю, почему за последние прогрессивные 100 лет технология образования не поменялась. Но я точно знаю, что образование – это не бизнес, поэтому и сдерживается его развитие, не вводятся изменения, которые могли бы прийти в систему образования.

4. Зачем нужны экзамены?

Производительность в высшем образовании нулевая. В рамках образования украинской модели нужно просто сдать экзамены и получить диплом, а не стать лучше и что-то выучить. Но даже если вы действительно хорошо выучили тот или иной предмет, вы сдали экзамены и все забыли. Почему? Потому что вам снова надо усердно учить другой предмет для того, чтобы сдать следующий экзамен. Выучил – сдал – забыл. Это процесс образования в Украине. Экзамены — это самое болезненное в процессе получения знаний. А образование должно быть комфортным.

5. Чему нас учат?

Некоторым нужны лекции, может, им нравится профессор, кому-то надо видео, кому-то книги – обучаться можно по-разному. Но через год студенты будут помнить не более 15% того, что учили. Зачем тратить время на то, чтобы учить то, что будет успешно забыто? Когда вы приходите на работу, разве вы будете пользоваться теоремой Вейерштрасса? Нет. Или вы будете использовать догмы Ницше? Нет. Но адепты такого образования говорят, что нужно это все знать – это основа культуры. Зачем изучать Ницше, если можно изучать теорию игр или теорию конфликтов, чтобы понимать, как сделать так, чтобы люди меньше конфликтовали и умели приходить к компромиссам.

Все ваше образование может зачеркнуть одно интервью с работодателем. Ведь в институтах никто не учит эмпатии, социальной адаптации, выработке и развитию эмоционального интеллекта. Вам приходится учиться этому самостоятельно. Вы не сдаете экзамены по этим предметам, но все вы можете усвоить это сами. Поэтому ответьте себе на вопрос: что важнее – быстро учиться новым вещам и показывать результаты в условиях стресса на экзаменах или демонстрировать уровень и качество своей образованности на практике на рабочем месте?

6. Важна ли репутация вузов?

Знаете, как провел образовательную реформу Каха Бендукидзе? Вызывал к доске пятерых человек, они написали названия тех университетов, которые помнили. Эти вузы оставили, а остальные закрыли. То же самое нужно сделать и в Украине. Важна репутация университета, а не то, что вы там делали. Если у вас в резюме написано, что вы окончили Гарвард, вы получите лучшую работу, однако никого не волнует, что вы в Гарварде изучали.

Университеты, которые просто штампуют дипломы, — не нужны, потому что они не готовят качественные кадры. Можно привезти суперзвезду-профессора из США, он обучит пятерых, эти пятеро — еще пятерых и так далее… и результаты превысят старания всех вузов вместе взятых. Украинские университеты закроются, потому что ректорат не соответствует международному уровню и не умеет организовать правильный менеджмент, а не потому что преподавательский состав плох.

 7. Почему уровень образования столь низок?

Экономическая теория о том, что образование не нужно, не работает, если мы говорим о начальной школе. Потому что образование социализирует детей и не дает им стать животными. Но в Украине этот тезис не относится к высшему образованию. Потому что инвестиции государства в высшее образование не повышает ВВП Украины, не способствует экономическому росту страны. Рост экономики страны напрямую зависит от того, насколько высок уровень образования и как хорошо развивается научно-техническая сфера. В Украине мы этого развития не наблюдаем. Поэтому и экономика в столь плачевном состоянии.

8. Почему каждый должен инвестировать в образование сам?

Технологии ежедневно развиваются, и вы должны учиться чему-то новому и постоянно обновлять знания в соответствии с тем, как развивается мир. Всегда есть люди более образованные, чем вы, и надо к их уровню стремиться. Важно иметь не только узкую специализацию, а иметь набор знаний в разных областях – понимать в финансах, маркетинге, пиаре, экономике. В чем главная ценность современного специалиста? В обладании необычным набором знаний из различных сфер, чтобы быть конкурентоспособным на рынке.

Фото из архива Тимофея Милованова

— Читайте также: Методика раннего развития Сесиль Лупан: Поверь в свое дитя

Мы в Facebook