EQ-барометр: 10 навыков эмоционального самоконтроля, которым должны научиться дети

Держать себя в руках, но не в ежовых рукавицах

Линда Стэйд, педагог с 25-летним стажем, исследователь в колледже Санта-Мария в Западной Австралии, рассказывает о том, как, собственно, должны уметь регулировать свои эмоции подростки.

Признаемся, истерики маленьких детей зрелищны и даже умилительны. Да, родители в стрессе, но со стороны это все так интересно, столько неистовой энергии в таком маленьком человечке. Его базовые инстинкты перекрывают любые рациональные доводы. А вот от детей школьного возраста, тем более от подростков, мы ждем большего контроля над собой. Это серьезное требование. А еще оно нереалистично. Эмоциональная зрелость — долгий процесс. Процесс формирования мозга завершается только после 20 лет, а до этого мозг подвержен влиянию гормонов. Мы также недооцениваем, сколько раз ребенок действительно прикладывает усилий для саморегуляции в течении дня. Например: утром встать с улыбкой, быстро собраться, молниеносно позавтракать, с энтузиазмом идти в школу, увлеченно слушать там учителя, не драться, не кричать, не смотреть в окно, стесняться подойти к девочке/мальчику, который нравится, справиться с ударом от «двойки» по контрольной и так далее. Все это очень утомительно. А еще я считаю, что школьная форма тоже угнетает.

— Читайте также: Светлана Ройз: Секреты работы мозга в подростковом возрасте

10 навыков эмоционального самоконтроля

Что же должны уметь дети в старших классах в плане самоконтроля? Доктор психологии Элис Бойс утверждает, взрослея, они должны приобретать следующие навыки:

  • Определять, какую именно эмоцию они чувствуют
  • Определять, какие именно эмоции испытывает другой человек
  • Начинать и заканчивать дело/задание, несмотря на волнение
  • Справляться со стеснительностью
  • Уметь вести искренние разговоры
  • Уметь не поддаваться давлению кого бы то ни было
  • Уметь успокаиваться и держать эмоции под контролем
  • Уметь успокаивать других людей
  • Уметь не перевозбуждаться при позитивных эмоциях
  • Уметь ждать, откладывать удовольствие

Я бы еще добавила, что есть посторонние факторы, влияющие на нашу способность регулировать эмоции: недостаток сна, недостаток физической активности, голод, употребление наркотиков и алкоголя.

Когда возникает проблема

Педагогический подход изменился не так давно: теперь мы говорим на спортивных соревнованиях, что главное — участие, главное — дружить, стараемся развивать в детях эмпатию и самооценку. Но у многих родителей остался подход: «Не реви, не будь размазней», тут говорить о чувствах просто не принято. И вот у таких детей могут возникнуть проблемы, дезадаптация, дети выражают свою боль через такое поведение, что выливается в:

  • Избегание эмоций
  • Демонстративное поведение и хамство
  • Агрессия
  • Чрезмерное пользование соцсетями
  • Нанесение себе увечий («чтобы хоть что-то почувствовать»)
  • Употребление алкоголя и наркотиков
  • Чрезмерное увлечение компьютерными играми (уход в более безопасный мир)
  • Расстройства питания
  • Ранняя и беспорядочная половая жизнь
— Читайте также: Опасные игры: Смерть как модное увлечение

 Чем могут помочь взрослые?

Создать благоприятную обстановку

Взрослые, например, могут создавать для детей в школе и дома обстановку, располагающую выражению эмоций, давать им возможность высказаться без боязни, что им «заткнут рот», ведь есть границы для поведения, а границ для эмоций — нет. Нужно создать в детях устойчивое ощущение принадлежности. Тут главные инструменты — ритуал и рутина. Если дети будут чувствовать свою принадлежность к определенному месту и людям, они будут смелее высказывать свои эмоции и не бояться осуждения, а так же спокойно регулировать их.

Проявлять эмпатию

Взрослые могут отвечать на проявления детских эмоций с эмпатией и учить этому детей: детям нужно чувствовать, что их слышат.

Работать над своей собственной регуляцией эмоций

Говорите с детьми, что вы делаете, когда нужно справиться с какой-то эмоцией. Вот несколько практических приемов, которым следует научить детей:

  • Поговорить самому с собой
  • Медитация
  • Сделать перерыв, отвлечься
  • Заняться спортом
  • Поговорить с кем-то, кто хорошо слушает
  • Дыхательные упражнения

При этом говорите об этих стратегиях с детьми только тогда, когда они спокойны и могут воспринимать информацию. Учите также детей, что положительные эмоции также нужно модерировать. Кроме этого, отбросьте гендерные предрассудки: мальчик имеет право «плакать как девчонка», а девочка может разозлиться как «злой мальчишка». Кстати, не забудьте сказать детям, что поплакать иногда очень помогает. И просто будьте рядом.

Источник: lindastade-educationwriter.tumblr.com

— Читайте также: Воспитание благодарности: Как научить детей чувствовать ценность того, что есть

Мы в Facebook