Новости о группах смерти среди подростков заставляют многих родителей задуматься о том, насколько иной образ мышления у их детей, как сильно они отличаются от взрослых. Эти отличия заключены и в работе подросткового мозга. Важные для понимания выдержки из авторитетных источников дает детский и семейный психолог Светлана Ройз.
Эпиграф: «Например, практически все ненормальные особенности мозга при шизофрении напоминают обычные для подросткового возраста, но зашедшие слишком далеко изменения». В этом небольшом материале – цитаты о развитии мозга подростков из разных источников и список рекомендованной литературы.
Кора мозга
Важнейший участок головного мозга называется кора. В ней происходит процесс мышления. Кора обрабатывает информацию о том, что мы видим, слышим, нюхаем и чувствуем. Под ней находятся слои, которые имеют дело с более фундаментальными вещами – голодом, жаждой, сексом и эмоциями. Вы используете кору, даже когда читаете эти строки.
Префронтальная кора
Важный участок головного мозга, примыкающий к коре называется префронтальная кора отвечает за процессы, лежащие в основе подростковых проблем, связанных с принятием решений, следованием правилам и пониманием последствий своих действий. Эту область описывают как обитель разума. Если бы у нас в голове был голосок, который включался бы и говорил: «Хм… давай просто остановимся и немного подумаем, прежде чем прыгать отсюда…», он жил бы именно в префронтальной коре. Эта часть мозга отвечает за такие вещи, как заучивание правил, понимание последствий, рабочая память и восприятие эмоций. Префронтальная кора подростка работает не в полную силу, не до конца соединена с соседними отделами до тех пор, пока человеку не исполнится примерно двадцать лет.
Мозолистое тело
Мозолистое тело, большой пучок волокон, — информационная магистраль, соединяющая левое и правое полушария мозга, — почти полностью состоит из белого вещества! Это еще одна трудность, с которой приходится иметь дело подросткам. В то время как у взрослых высокоскоростное соединение между полушариями мозга, у подростков эти связи работают очень медленно. Мы можем «лазать» по мысленным интернет-страницам, и они загружаются практически мгновенно, а подросткам приходится ждать загрузки «сайта» гораздо дольше. Когда нам кажется, что наши дети «тупят», это делают не они, а их мозолистое тело.
Останні новини
- «Жовтолика»: роман Ребекки Кван незабаром екранізують
- Мозаїка з орнаментами трипільської культури прикрасить місто Українка
- Єпископ УГКЦ Микола Бичок стане наймолодшим кардиналом у світі
- З Карпою, Байдаком і Дантесом: «КнигоЛенд» відкриває найбільшу книгарню мережі
- Постраждалі від війни діти зможуть пройти безкоштовне лікування у київському центрі ANREAL Новости на главной
— Читайте также: Тайны детского мозга, или Почему не стоит спрашивать подростка, кем он станет в будущем
Амигдала
Следующая не менее важная часть мозга — миндалевидное тело или миндалина (амигдала). Она отвечает за интуицию и эмоции – не вызывает эмоции, а обрабатывают полученный эмоциональный опыт. Миндалины играют ключевую роль в распознавании эмоций других людей и позволяют расшифровать выражения лица, чтобы мы могли понять, счастливы эти люди, печальны, сердиты или напуганы. Также они выполняют важнейшую роль в эмоциональном реагировании и поведении в стрессовых ситуациях. Нам нужно знать, что чувствуют окружающие, чтобы контролировать наше поведение и понимать, что происходит вокруг. Особенно интересно то, что для правильного распознавания чужих эмоций важно взаимодействие или даже сотрудничество между миндалинами и префронтальной корой головного мозга.
Координация работы мозга
Временное несоответствие в развитии разных частей мозга считается одной из главных причин конфликтов, путаницы и противоречия в сознании подростка. В то время как эмоции вашего ребенка находятся на своем пике, его мозг еще не достаточно развит для того, чтобы заранее планировать, различать добро и зло или предвидеть последствия. То есть миндалина обслуживает экстремальные эмоции и импульсы подростка, но ПФК (префронтальная кора) развита недостаточно, чтобы направлять их в правильное русло. В качестве примера представьте, что ваша правая нога бежит, а левая не может даже пошевелиться. Способность подростков распознавать эмоции других людей еще развивается, и они склонны делать неверные выводы. К тому же, они стремятся реагировать, используя эмоциональные центры, а не прислушиваясь к префронтальной коре, которая помогает принимать рациональные, взвешенные решения.
Белое вещество
Белое вещество – это миелин, жирное вещество, защищающее нервные клетки. Миелин выполняет такую же функцию, как пластмассовая изоляция в кабеле, которая предотвращает утечку тока из провода. Нервные импульсы проходят по нервным клеткам почти так же, как ток по проводам. Наличие миелина значительно повышает эффективность передачи нервных импульсов по мозгу. У подростков белое вещество все еще формируется, и этот процесс оканчивается только к тридцати годам.
Гормоны
Поднять подростка утром в школу – испытание для многих родителей. Это не лень. Виной всему – пора гормонов. Кровь подростка наполнена половыми гормонами, гормонами роста и гормонами стресса. Половые гормоны (тестостерон и эстроген) действуют в той части мозга, которая контролирует выработку особенного вещества, называемого «серотонин». Серотонин способствует хорошему настроению и воздействует на управляемые гормонами биологические часы организма. Непрерывный переизбыток гормонов переворачивает биологические часы подростков с ног на голову, поэтому они не спят всю ночь, а днем хотят спать. Они не столько ленивы, сколько часто страдают от гормонального «похмелья».
Пластичность мозга делает подростковый период опасным и в то же время открытым для массы возможностей. Используемые нейронные связи разрастаются и укрепляются. Неиспользуемые – вытесняются. На практике это означает, что подростки совершенствуются в том, чему уделяют много времени.
Список литературы
Джон Готтман. «Эмоциональный интеллект ребенка»
Джон Арден. «Укрощение амигдалы»
Эми Бэнкс. «На одной волне»
М. Фабер. «Как говорить, чтобы подростки слушали»
Маршалл Розенберг. «Язык жизни»
А. А. Алексеев. «Мозг и поведение подростка (рациональность против иррациональности)»
Что смотреть
Чудесное выступление на TED когнитивного нейробиолога Сары-Джейн Блэкмор, которая занимается проблемами развития мозга.
Фото: Мег Биттон