Дети и негатив: Как помочь подросткам победить навязчивый пессимизм

Полезные советы от психолога

Рене Джайн — известная предпринимательница в сфере технологий, которая стала мотивационным спикером и профессиональным лайф-коучем, получила диплом университета Пеннсильвании по психологии и специализируется на формировании стрессоустойчивости у детей и взрослых. Если вы замечаете, что вашего ребенка одолевают повторяющиеся негативные мысли, Рене дает советы о том, как помочь ему разорвать этот порочный круг.

Черные мысли

«Джулия не пригласила меня на вечеринку — я такой лузер!», «Я опоздал на автобус — у меня ничего никогда не получается!», «Учитель математики сказал подойти после урока — у меня, наверное, проблемы!» Это мысли старшеклассника, которого мы назовем Джеймс. По мыслям не скажешь, но Джеймс — достаточно популярный среди сверстников и хорошо учится. Я называю такие рассуждения «мыследырами». На самом деле, это тип когнитивного искажения — искажение восприятия реальности, негативная интерпретация ситуации, основанная на неправильных предположениях.

«Мыследыры» вызывают у Джеймса сильный стресс. Все дети иногда неправильно оценивают ситуацию, но когда искажение реальности — постоянное явление, — с этим надо бороться. Исследования показывают, что пораженческие мысли («я — лузер») вызывают пораженческие эмоции (боль, тревожность, недомогание), которые, в свою очередь, могут обернуться разрушительными действиями: вызывающие выходки, прогуливание школы и так далее. Если не заняться мыслями и пустить все на самотек, у ребенка может развиться настоящая депрессия или тревожный синдром. К счастью, есть алгоритм, которые прерывает цикл негативных мыслей. И это не «позитивное мышление», это «точное мышление». А каковы же причины «неточного мышления»?

Как мы создаем искаженную реальность

Один человек идет по улице и видит размалеванную граффити стену, грязь на тротуаре и пару, которая ссорится. Другой идет по той же улице и видит тележку с мороженным, солнце и улыбку незнакомца. Мы выбираем сцены из нашего окружения, через которые мы интерпретируем ситуацию. Мы создаем свою реальность за счет того, на что обращаем внимание. Почему же мы не пользуемся всей информацией, чтобы создать правильную картинку реальности?

Это невозможно, слишком много стимулов: наши пять чувств воспринимают 20 миллионов бит информации в секунду. Данные затем фильтруются, и наше сознание получает уже только от 7 до 40 бит. В этом заключается оптимизация работы мозга, защищающая систему от перегрузки. Такая оптимизация дает нам возможность быстро оценивать ситуацию, но и делает уязвимыми перед ошибками восприятия. Из-за того, что мы воспринимаем реальность на основе небольшого количества информации, и при этом она неполная (например, игнорирует позитив и фокусируется на негативе), мы оказываемся в искаженной реальности. Позитив в ней есть, но он для нас «невидим».

8 распространенных «мыследыр»

Мы не только допускаем ошибки мышления, мы допускаем одни и те же ошибки снова и снова. Психолог Аарон Бек, которого часто называют отцом когнитивной терапии, и его бывший студент, Дэвид Бернс, описывают некоторые распространенные «мыследыры».

1. Поспешные выводы. Оценивание ситуации на основе предположений, а не фактов.
2. Ментальный фильтр. Фокус внимания — на негативных деталях ситуации и игнорирование позитивных моментов.
3. Преувеличение. Преувеличиваются негативные аспекты ситуации.
4. Минимизация. Преуменьшаются позитивные аспекты ситуации.
5. Персонализация. Принятие вины на себя за ситуацию, даже если не вы основной ответственный.
6. Экстернализация. Перекладывание вины на других, даже если вы — главный ответственный за сложившуюся ситуацию.
7. Обобщение. Вывод о том, что один негативный случай приведет к каскаду негатива и поражению.
8. Эмоциональная мотивация. Предположение о том, что ваши негативные эмоции притянут негативную реальность.

Как сделать мышление четким

Когда вы объясните подростку, почему он попадает в «мыследыры» и что их много и они распространены, тогда уже можно рассказать о методе «трех «П»:

Проверить, не являются ли ваши мысли следствием попадания в одну из «мыследыр».
Поискать и найти доказательства для восстановления полной картины.
Поменять первоначальные мысли.

Давайте применим этот метод к мыслям нашего героя Джеймса. Недавно учитель попросил Джеймса прийти в класс после уроков для беседы. Он сразу же подумал: «Ну все, у меня проблемы», и начал метаться в стрессе. Используя метод «трех «П», Джеймс должен сначала проверить, не находится ли он в какой-то из «мыследыр». Скорее всего, он попал в ловушку «поспешных выводов». Следующий шаг Джеймса — собрать данные, которые помогут увидеть полную картину реальности. Это может быть такой факт «Обычно у меня хорошие оценки по математике», «Учителя иногда оставляют тебя на разговор после уроков, когда что-то не так», «У мня раньше не было никаких неприятностей», «Учитель не казался расстроенным или сердитым, когда просил меня прийти». С такими мыслями можно вернуться к первоначальной позиции и посмотреть, что от нее осталось. Это можно сделать в виде воображаемых дебатов с самим собой: с одной стороны Джеймс, который настроен негативно, с другой — аргументы Джеймса, который за реализм. В итоге самочувствие Джеймса улучшится, настрой станет светлее и он спокойно дождется разговора с учителем, не «умирая от тревоги».

Нам нужно научить наших ребят, что наши мысли влияют на наше психологическое здоровье. И не нужно говорить им: «Надо всегда мыслить позитивно!», потому что всегда надо мыслить точно, а не позитивно. А самое главное, что мы должны донести детям, это то, что мысли можно выбирать.

Источник: huffpost.com

Фото: кадр из сериала «Половое воспитание»

— Читайте также: «Кем ты хочешь быть?», или Почему не следует задавать подросткам этот вопрос

Мы в Facebook