Детская сексуальность: Биология и психология половой идентичности ребенка

Опытом делится клинический психолог Наталья Пильгук

09.03.2017

Одни считают гендерную идентичность выдумкой, другие настаивают на исключительно психологических ее факторах. Однако, как показывают научные исследования, на формировании базовой, или ядерной половой идентичности, влияют как биологические, так и психологические, социальные и многие другие факторы. Об этом в рамках прошедшей в Киеве образовательной конференции SEX.Prostir #3 рассказала клинический психолог Наталья Пильгук, сертифицированный в Австрии, Германии и Франции специалист по психоанализу и сексотерапии.

Наша сексуальность многогранна, и на нее влияют многие факторы. В нашей сексуальности сплетены биологические, психологические, культурные, социальные, антропологические аспекты, и все они влияют на то, как мы реализовываем свою сексуальность. В то же время они делают ее достаточно хрупкой. Биологические факторы – матрица, на которой базируются психологические аспекты нашей сексуальности, поэтому рассмотрим сначала ее.

Биология сексуальности

Все мы рождены от соединения двух клеток, несущих хромосомы X и Y. Кажется, что все просто: соединились две хромосомы, и от этого появилась девочка или мальчик. Но это не так. До 6-7 недели беременности матери пол всех младенцев является женским – мы все зарождаемся в теле женщины, и наша изначальная идентичность, в том числе биологическая половая идентичность, является женской. Начиная с 6-7 недели, если в клетке ребенка есть Y-хромосома и генетически он – мальчик, то под влиянием этой хромосомы начинают вырабатываться определенные гормоны, благодаря которым зародыш становится мальчиком. Происходит редукция мюллеровых протоков, из которых образовались бы женские половые органы, и образование так называемых вульфовых протоков, которые определяют развитие мужской особи.

Генетический пол

Начиная с 8 недели беременности, происходит развитие внутренних половых органов зародыша, гонад. Они вырабатывают свои гормоны: у девочки это эстроген, у мальчика – тестостерон, и они определяют дальнейшее развитие ребенка. Дифференциация зародыша всегда идет в женском направлении, если недостаточно циркулирующих эмбриональных гормонов. Если в организме матери мало тестостерона, то у нее родится девочка с женскими половыми органами, но имеющая мужской генетический пол. Так реализуется принцип преобладания феминизации над маскулинизацией – женское побеждает мужское.

В третьем триместре беременности под влиянием циркулирующих эмбриональных гормонов происходит диморфное развитие головного мозга младенца. Изначально в мозге превалируют женские характеристики, а под воздействием гормонов происходит развитие по мужскому или женскому типу. Это продолжается и в первые три месяца после рождения ребенка. Развитие по мужскому типу определяет в будущем способности к пространственному мышлению, решению сложных математических задач. А у девочки строение головного мозга приведет к лучшей связи между двумя полушариями, девочка будет лучше говорить, будет более эмоциональной. Мы действительно разные, мужчины и женщины, и многое закладывается в период беременности.

Есть исследование о том, что стресс матери во время беременности приводит к нарушению циркуляции эмбриональных гормонов и оказывает феминизирующее влияние на мозг мальчика, и маскулинизирующее – на мозг девочки. Эмоциональное состояние нашей мамы очень влияет на наше дальнейшее развитие и сексуальность. Если все идет хорошо, наша мама не испытывает стресс, если достаточно гормонов, то на 11-13 неделе формируются внешние половые органы, и уже видно, кто будет – мальчик или девочка.

Рождение сексуальности

Также есть исследование, что на нашу сексуальность, способность любить, строить отношения, влияет период беременности, близкий к родам, сами роды и время сразу после родов. Если в это время, когда формируется головной мозг ребенка, женщина находится в состоянии стресса, то происходит угнетение естественной родовой деятельности, что влияет на то, каким рождается младенец. Состояние матери во время родов, их способ, влияет на биохимическое состояние ребенка, и это тоже сказывается на мозге.

Гормон окситоцин, отвечающий за привязанность, способность испытывать чувства, в большом количестве вырабатывается у матери непосредственно перед родами, так как он также отвечает за интенсивность схваток и изгнание плода. Попадая вместе с материнской кровью в тело младенца, при стимуляции стенками вагины тела младенца, когда активизируются С-рецепторы, непосредственно связанные с центрами возбуждения в головном мозге, окситоцин активирует в мозге младенца зоны, отвечающие за привязанность, способность любить и строить отношения.

Материнский сосок – первый объект, снова соединяющий ее и младенца после их рассоединения, после рождения. В первых каплях молозива содержится большое количество химических веществ, активизирующих зоны мозга младенца, способствующие установлению привязанности, нашей базовой этологической потребности.

Когда мы рождаемся на свет, нам присваивается первый социальный пол – так называемый акушерский, потому что именно акушерка определяет пол ребенка. Этот пол определяет пол воспитания, то, как к нам будут относиться родители. Есть исследования о том, что фантазии матери во время беременности на предмет, кого она хочет – мальчика или девочку – влияет на формирование виртуальной самости ребенка. Поэтому психологи рекомендуют мамам хотеть просто малыша, чтобы не искажать картину.

Психология сексуальности

  • Ядерная половая идентичность – то, к какому полу мы себя причисляем, женскому, мужскому или еще какому-то. Ее биологическая основа формируется еще внутриутробно и зависит от того, какие зоны головного мозга были стимулированы перинатальными гормонами. Но также, по мнению многих исследователей, ядерная половая идентичность зависит от того, как нас воспитывали до 2-4 лет, как мальчика или как девочку.
  • Полоролевая идентичность – это модель мужских или женских форм поведения, которые приняты в обществе и определяются культурой.
  • Также важный психологический аспект сексуальности – выбор сексуального объекта, который зависит от социально-психологического опыта, приобретенного нами в раннем детстве, в первые четыре-пять лет.

Достаточно ли заботы

Наша ядерная половая идентичность зависит от того, как с нами себя вели наши близкие. Как раз родительское поведение, отношения младенца и матери влияют на наши самоощущения вообще, на нашу идентичность и на сексуальное поведение в дальнейшем. Согласно исследованиям психолога Роберта Столлера, если в отношениях с матерью ребенок переживает периоды депривации, если его ранние потребности не удовлетворяются, если он чувствует свою ненужность, не чувствует любовь матери, то ядерная идентичность ребенка становится хрупкой и диффузной.

Столлер изучал транссексуалов, людей, у которые психологическое ощущение пола расходится с физическим. Матери транссексуальных женщин, родившихся мужчинами, имели бисексуальные черты, они сами не были уверены, к какому полу себя причисляют, а отцы таких людей были отсутствующими и недоступными. Мать находилась в таком слиянии со своим сыном, при котором мальчик ощущал себя как продолжение материнской идентичности. И невозможность контакта с отцом в его мужских формах поведения приводила к тому, что идентичность мальчика становилась женской. У мужчин-транссексуалов, родившихся девочками, матери были контролирующими и достаточно недоступными, отец отсутствовал, был психологически изгнан, и мать использовала эту девочку как продолжение мужа, воспитывала ее как некоего идеального мужчину, который мог бы заботиться о ней хорошо, как не смог ее партнер.

При недостатке материнской заботы в раннем возрасте и недостаточных контактах со сверстниками во время критической фазы развития сексуальности, во взрослом возрасте отмечаются различные отклонения сексуального поведения. Американский психолог Гарри Харлоу проводил ныне классические исследования обезьян и их моделей поведения. Оказалось, если детеныши, отлученные от матерей, не получали надлежащий уход, то просто умирали, а если выживали, то при возвращении к сородичам были асоциальными и не понимали, как вступать в сексуальные отношения, были совершенно дезориентированы в своем сексуальном и половом поведении.

Первые годы чудесные

Современные исследования доказывают, что качество отношений матери и ребенка в первые два года его жизни, определяют возможность полноценного функционирования его головного мозга в будущем. 80% всех клеток головного мозга формируются именно в это время и зависят от эмоциональных отношений матери и младенца. Профессор, невролог Майкл Шор проводил исследования, которые доказали, что если ребенок подвергался систематическим депривациям, то его мозг практически не формировался – в частности, не развивалась лимбическая зона, которая отвечает за умение чувствовать, за то, что сейчас называют эмоциональным интеллектом. Мозг такого ребенка формировался на уровне первичной матрицы с исключительно базовой моделью поведения «бей или беги».

Как говорит современная наука, наше телесное самоощущение зависит от того, обнимали ли нас, целовали ли, гладили в первый год нашей жизни. Во время этих поглаживаний, объятий стимулируется большое количество кожных С-рецепторов, связанных с центром удовольствия в головном мозге. А это дает нам возможность получать сексуальное возбуждение при телесных контактах во взрослом возрасте. Также на нашу возможность строить отношения, на умение чувствовать себя автономно, чувствовать себя безопасно с близких отношениях, влияет фаза сепарации в первый год жизни ребенка и отношений с матерью.

Наша идентичность формируется в идентификации с материнскими и отцовскими сексуальными ролями. Если наша мама чувствует себя любимой женщиной, если папа чувствует себя любящим мужчиной, заботится о семье, то девочка в такой семье идентифицирует себя с матерью и в качестве объекта любви выберет фигуру, похожую на отца. Мальчик в такой семье идентифицирует себя с отцовскими функциями, перенимает мужскую роль и выберет женщину, которую будет любить, как папа любит маму.

Самое главное, что мы можем сделать для наших детей, — это определиться с нашей половой и сексуальной идентичностью, потому что наши дети ассоциируют себя только с тем, как мы себя ощущаем, а не с тем, что мы им говорим, рассказываем, что хорошо и правильно. И построив счастливые отношения, мы показываем нашим детям модель, как строятся отношения между людьми, которые любят друг друга, и это путь к их идентичности и умению чувствовать любовь и привязанность.

SEX.Prostir — всеукраинский образовательный проект о сексуальности в формате public talk. Science.Education.eXperience (Наука.Образование.Опыт) – значения, которые несет в себе аббревиатура S.E.X., акцентируя внимание на важности изучения сексуальности и сексуального образования.

Миссия проекта является по сути социальной – это повышение сексуальной образованности общества, каждого человека, что является важной составляющей общего образования. Проект SEX.Prostir создан для тех, кто интересуется, развивается, познает. Компетентные докладчики, экспертные мнения, современный формат изложения переводят тему секса из сферы «запретного плода» в сферу, о которой приятно говорить и изучать.

— Читайте также: Джастин Трюдо: «Мужчины и женщины должны быть равными партнерами в семье, и это то, чему я учу своих детей»

Новини партнерів