Эмма Уотсон: «Намного выгоднее, чтобы женщина была милой и молчаливой, чтобы ее можно было контролировать»

О неверном трактовании феминизма, женщинах в кинематографе и стереотипах, с которыми ей приходится сталкиваться как актрисе

01.03.2017

Эмма Уотсон, актриса, посол доброй воли ООН и основательница кампании #HeForShe, в рамках промо-интервью в поддержку своего нового фильма «Красавица и чудовище» дала интервью, в котором рассказала о том, почему является активной сторонницей идей гендерного равенства, почему люди негативно воспринимают феминистическое движение и как мужчины относятся к женщинам-супергероиням в кино.

О гендерном равенстве

Я бы хотела, чтобы мужчины воспринимали движение за гендерное равенство не только как поддержку женщин, своих подруг, сестер, но и как вклад в себя — развитие более целостной личности. К сожалению, мы не обладаем полными данными о том, каково положение девочек и женщин во всем мире. А когда ты не владеешь информацией, ты не можешь аргументировать, что проблема действительно существует, и, соответственно, ты не можешь решить ее. Загвоздка еще и в том, что многие ситуации не принято обсуждать открыто и публично, потому что они считаются личными, например, сексуальное насилие. Поэтому полной картины данных у нас о действительном положении женщин в мире нет, и это то, над чем я собираюсь работать в этом году.

О неправильном понимании значения слова «феминизм»

Мне кажется, из-за того, что в слове «феминизм» есть эта основа «фемин», многие ошибочно считают, что это понятие подразумевает идею предпочтительного отношения к женщинам. Из-за этого происходит полная подмена понятий, что такое феминизм и гендерное равенство. Это совсем не про то, что женщины лучше мужчин! Это про то, что каждый заслуживает равных возможностей и шансов в чем бы то ни было. Утвердившиеся в обществе стереотипы, мизогиния (женоненавистиничество, — прим.ред.) стали таким обыденным явлением, что для многих проблема гендерного равенства вообще не является очевидной. Поэтому когда ты заводишь разговор об этом, в ответ слышишь, что мы все это уже проходили и женщины уже давно получили равные права. Но когда ты объясняешь, сколько всего еще не сделано, у людей открываются глаза. Думаю, что если я скажу мужчине-собеседнику, что я — феминистка, он воспримет это как вызов лично ему и всей патриархальной системе. И мне кажется, проблема еще и в том, что мужчины считают, что они не могут быть феминистами, что это только для женщин и совсем не по-мужски. Это глубокое заблуждение. Я знаю столько замечательных мужчин-феминистов.

— Читайте также: Барак Обама о себе: «Именно так выглядит феминист!»

О женщинах и супергероях

Многим сложно смириться с тем, что сегодня женщину показывают на киноэкране как супергероиню. Взять те же «Звездные войны», в последних двух частях на смену Люку Скайуокеру пришли героини-женщины. Здесь все дело в привычках и ярлыках, навешанных обществом. Когда ты привык, что главный герой говорит, действует, выглядит и думает, как ты, и вдруг его играет женщина, происходит внутренний слом. Ведь зритель хочет представлять себя на его месте. Женщина-зритель, смотря кино, думает в первую очередь о личностных качествах главного героя, которые ей близки, и ей не столь важен пол. А вот мужчина, как правило, не станет проводит параллель между собой и главной героиней на экране. И мне кажется, если я спрошу мальчиков, как, по их мнению, выглядит супергерой, мало кто скажет, что это женщина. И это позор. Нам нужно выстраивать культуру, где женщиной-героиней восхищаются так же, как и мужчиной.

О ролевых моделях для девочек

Гермиона (главная героиня из серии книг о «Гарри Поттере», которую Эмма играла в течение десяти лет, — прим.ред.) прекрасный пример того, как бороться со стереотипами. В начале ее считают занудой, которая любит командовать, но она, используя свой интеллект, сумела стать настоящим лидером в их трио с Гарри и Роном. Гермиона была единственной среди них, у кого всегда был план. На самом деле, ведь именно она была объединяющей силой в их троице. И мальчики это прекрасно понимали и относились к ней должным образом. Я думаю, что для многих современных девушек и женщин Гермиона стала примером того, что все в их руках.

О стереотипах

Знаете, чаще всего я всегда получала отзывы о том, как я выгляжу, в каком платье появилась на премьере, о том, как мило улыбалась фотокамерам. Правда, намного чаще, чем о том, что я говорю, делаю, изучаю. Это так расстраивает, когда ты вкладываешь столько сил, чтобы донести людям важную мысль, а их интересует только то, во что ты одета. И дело же не только во мне, я понимаю, что мой случай — особенный, учитывая мою публичность. Но многие подруги жалуются на то, что в качестве обратной связи после презентации или выступления они получают комментарии в духе «зачем ты надела этот брючный костюм?». И это все, что волнует людей, пока человек говорит о важных вещах в течение 20 минут!

О женском комьюнити

Для меня вот этим моментом просветления стало участие в женском движении, знакомство с такими женщинами, как Глория Стайнем, Шерил Сэндберг, белл хукс, Кейтлин Моран. Я читала их книги и всегда хотела поговорить с ними. Они дали мне понять, что те вещи, которые я много лет воспринимала как личное, на самом деле являются частью сложившейся системы. В целом мне кажется, что в вопросе гендерного равенства мы движемся к прогрессу. Но очень медленно. Шаг вперед, потом опять назад, нас все время что-то тормозит. Права женщин, в частности репродуктивные, то, что постоянно страдает, когда что-то идет не так. Ведь намного выгоднее, чтобы женщина была милой и молчаливой, а не бунтаркой, чтобы ее можно было контролировать.

О женщинах-режиссерах

Мне кажется, женщин-режиссеров меньше пяти процентов в этом огромном кинообществе. Возьмем Кэтрин Бигелоу или Аву ДюВерней, они же снимают потрясающие фильмы! Думаю, из-за того, что другие женщины видят, как ничтожно мало женщин занимают режиссерское кресло, они не чувствуют в себе уверенности, что тоже смогут так. Это с одной стороны. С другой, я считаю, свою роль играют предубеждения о том, что женщина не справится на должности режиссера, так зачем ей давать деньги на съемки. Не знаю, что это, наверное, вопрос доверия. И, конечно, стереотипов, ведь считается, что если в фильме много взрывов, экшна, драк, то его обязательно должен снимать мужчина. Поэтому нам еще столько работы предстоит в том, чтобы научить людей мыслить шире и замечать новые возможности.

Источник: Entertainment Weekly

— Читайте также: Оксана Линів: «Якщо ти опановуєш професійні критерії на високому рівні, то диригування не залежить від статі»