Майндфулнесс — техника осознанного присутствия, которую активно предлагают психологи, коучи и работодатели. И преподносят этот вид медитации как панацею от всех проблем: сосредоточьтесь на текущем моменте — и ваша жизнь магически переменится к лучшему, ведь корень проблем кроется в вашего отношении к жизни. Но так ли это на самом деле?
Свое победное шествие по планете майндфулнесс начал с обложки Time в 2014 году: красивая блондинка и надпись «Осознанная революция» (Mindful revolution). Теперь адептами майндфулнесс являются не только знаменитости вроде Опры Уинфри: на Всемирный экономический форум в Давос начали приезжать именитые коучи и буддийские монахи, чтобы рассказать самым успешным СЕО, что только эта техника, вернее, философия, способна привести мир к процветанию и может искоренить человеческие страдания.
Действительные заслуги
Майндфулнесс был позаимствован из буддизма. Его родоначальником считается Джон Кабат-Зинн, который утверждает, что «все общество страдает от синдрома дефицита внимания». Иными словами, мы часто заняты «прокручиванием» старых неудач и страхов, глядя в будущее и таким образом лишаем себя и радости пребывания в настоящем моменте и многих новых возможностей, которых мы просто не замечаем. Нам некогда объективно оценить ситуацию, некогда проявить эмпатию к другим людям, да и к себе самим. Достаточно научиться фокусировать внимание на происходящем — и большая часть стресса исчезнет, уменьшится тревожность, улучшатся наши отношения с окружающими, в жизни наступит гармония.
Отрицать терапевтический эффект майндфулнесс на отдельно взятого человека не стоит, это действительно полезная практика, многими исследованиями доказана ее эффективность. Но ведь меняя отношение к ситуации, реагируя стоически, мы ничего не делаем с самой ситуацией. Тут мы имеем ввиду разного рода несправедливости и ужасы этого мира, они ведь остаются, независимо от того, меняем ли мы к ним отношение, или нет. Майндфулнесс просто-напросто уводит нас от необходимости действовать. И это не панацея вовсе, а просто тренировка концентрации, инструмент самодисциплины, не больше.
Останні новини
- Альона Тимошенко: “Мій принцип – щодня робити добру справу і придумувати нову ідею”
- 6 фільмів з надихаючою атмосферою осені, які варто подивитись
- 6 корейських дорам, які вийдуть у жовтні 2024 року
- «ДНК. Свої» у пошуках правди: 15 мільйонів проти позашлюбної дитини
- 7 книжок про життя відомих людей Новости на главной
Поэтому призывать людей к спокойствию — это помогать им справляться с проблемами, но не бороться с самой проблемой. А ведь система далеко не идеальна.
Фастфуд-психология
Буддийский учитель и психотерапевт Майлз Нил считает, что майндфулнесс был выделен как техника из буддийского учения, но в то же время он лишен всех остальных принципов буддизма. Поэтому и дает облегчение на короткий период времени, но не предлагает долгосрочных решений. Как и фастфуд. McMindfulness — так называет популярную философию доктор Нил (по аналогии с McDonalds — прим. ред.).
Основатель McDonalds Рэй Крок сначала создал один ресторан «быстрой еды»: он дал занятым американцам возможность тратить меньше времени на обеды, применив в своих ресторанах принципы автоматизации, стандартизации и дисциплины. А затем он создал франшизу, которая стала империей и целой идеологией. Сейчас мы точно знаем, что фастфуд не может быть нормальной системой питания на всю жизнь.
Точно так же поступил Джон Кабат-Зинн: сначала принес эту практику пациентам, помогая им справляться с физическими и психологическими страданиями. Затем он разработал 8-недельный курс майндфулнесс и сертифицировал преподавателей при своем центре в Массачуссетсе. Этот курс, названный «Уменьшение стресса на основе майндфулнесс» (Mindfulness-based stress reduction — MBSR), стал программой, которую внедрили на рабочих местах и в учебных заведениях. А дальше Кабат-Зинн предложил называть свою технику «светской духовностью». То есть, он расценивает технику медитации как своего рода новую религию, которая бы учила нас не выносить оценочных суждений.
Точно так же, как бургеры и картошка одинаковы по всему миру, так и программа майндфулнесс не учитывает контекста разных стран, менталитетов, психотипов и т.д. И там, где плохо устроено общество, она просто учит людей терпеть. Да, майндфулнесс помогает индивидуумам успокоить тревожность и стресс, но как массовая идеология он имеет очень сомнительную ценность.
Нас должно устраивать все, кроме нашего отношения к чему-либо? Серьезно?
Почему майндфулнесс популярен
Работодатели и корпорации подхватили идею майндфулнесс потому, что она позволяет сотрудникам лучше концентрироваться на выполнении работы и эффективно выкладываться на протяжение недели. Если бы данная техника была по-настоящему революционной, как заявлялось, она бы твердила об «обязанности быть счастливым». Вместо этого она помогает людям справляться с теми токсичными условиями, в которых им приходится жить и работать, однако ничего не предлагает делать с самими условиями. Иными словами, благодаря технике мы продуктивнее эксплуатируем самих себя.
Майндфулнесс говорит о внутренней свободе, об индивидуальной свободе, но не говорит ничего о гражданской ответственности, о коллективной осознанности. Многим людям это и не интересно, поэтому продавать «индивидуальное счастье» легче, чем поднимать вопросы о социальной справедливости или таких глобальных проблемах, как загрязнение окружающей среды.
Индустрия майндфулнесс — это оборот, оцениваемый в $4 млрд. На Amazon продается 60 тыс. книг, в названиях которых как-то обыграно слово «майндфулнесс». А кроме книг есть воркшопы, курсы, мобильные приложения, онлайн- и печатные журналы, а еще есть мерч — подушки, коврики, браслеты и прочее.
Позиционируемый как неинвазивная практика, майндфулнесс просачивается в умы и структуры: от компаний до военных частей и школ. Нам говорят, что с капитализмом все в порядке, что рынок сам регулирует отношения в обществе, что это идеальный расклад для создания общества равных возможностей, а вот государства и разные там неправительственные организации только мешают рынку «правильно руководить». На самом деле, это очень опасная мысль. Потому что ни майндфулнесс, ни любая другая психологическая индивидуальная практика не поставят людей в равные условия, если рынок не будет регулироваться законами, защищающими самых слабых.
Рынок, на логику которого полагается общество, очень быстро освоит «социальный дарвинизм»: выживает сильнейший, а кто не выжил — тот сам виноват.
Словенский философ Славой Жижек анализировал глобальный тренд майндфулнесс и пришел к такому выводу: «Майндфулнесс устанавливается как доминирующая идеология глобального капитализма, благодаря ему люди полностью включены в динамику капиталистических отношений, сохраняя видимость психологического здоровья».
Да, сам по себе майндфулнесс не является жестоким. Жестокость в том, что майндфулнесс направляется сильными мира сего на поддержание статуса-кво при использовании языка трансформации: станьте сильнее, устойчивее, радостнее и будешь победителем. Жестокость еще и в том, что глобальный неолиберализм делит мир на победителей и проигравших, заставляет верить в то, что успех — заслуга лишь личных трансформаций вне общества, которое, с помощью майндфулнесс, учит нас игнорировать.
По материалам: theguardian.com