Хотеть не вредно: Как применить силу желания в воспитании, образовании и карьере

Куда могут привести наши мечты

Екатерина Ботвинник, волонтер команды организаторов IDEC-EUDEC 2019, член ГО «Горизонтали», соосновательница альтернативной школы «Боже, вільна школа», мама двоих хомскулеров.

Бывает, что какое-то открытие, понимание, инсайт настойчиво приходит к вам с разных сторон, из разных источников. И надо обладать очень большой внутренней глухотой, чтобы не заметить такие настойчивые намеки судьбы. Этим летом два события в области образования прозвучали для меня в унисон, на одной волне и частоте: громкая большая международная конференция IDEC-EUDEC 2019 и уютный семейный кемп “Освітній Експеримент”, который в этом году прошел на востоке Украины, в Святогорске.
Что же эти события и их участники несли в мою жизнь? Они несли в неё силу слова «хочу», силу увлеченной деятельности.

Хотеть – плохо?

Для меня стало прозрением понимание того, что такое положительное слово имеет ярко выраженную негативную окраску даже у меня в голове: раньше я не отдавала себе в этом отчета, не прислушивалась к себе в этом контексте. А прислушавшись, с ужасом осознала, что слово “хочу” стало попросту ругательным за долгие годы советского беспрекословного, безжалостного «надо”. Бесчисленные и беспочвенные обвинения в тунеядстве, ассоциирование любого нормального желания с капризом во всем, начиная от детских стихов и заканчивая уголовным правом. Нельзя было чего-то хотеть, стыдно было хотеть, любое «хочу» моментально пахло ленью и избалованностью. Потому что тоталитарному государству не интересны и даже вредны желания людей, ведь желание это и есть свобода!

И вот парадокс: мы живем в свободе, гордимся ею, уже долгие годы пользуемся правом хотеть и прилагать усилия для реализации своих желаний, но до сих пор, на автомате, услышав слово «хочу» представляем себе самые нелицеприятные картинки. Например, истерику противного ребенка “хочуууууу конфеееету!”, и его несчастную, уставшую от трудов мать, судорожно пересчитывающую последние деньги. А на фразу “делает что хочет”, в голове вдруг из ниоткуда возникает потертый диван и объедки вокруг (или даже бутылки), или вообще преступники за решеткой: допрыгались, делали, что хотели…

Чего мы боимся?

Очень долгое время множество высокопрофессиональных людей, сотрудников пропаганды СССР (уж они-то умели) селили нам в головы эти образы. А дальше родители передавали это детям. И по-прежнему передают! И живут у нас в голове эти персонажи. Излюбленный образ: печальный дворник, который плохо учился… Есть у вас друзья, которые не очень хорошо справлялись со школьной программой? Ну как, жизнь их разбита? А отличники все поголовно счастливы? Как мало на самом деле судьбы зависят от школьной успеваемости, какое гигантское количество факторов влияет на них! Но “надо хорошо учиться” все равно довлеет над нами и нашими детьми.

Мы ужасно боимся, что начнем сами или, что ещё страшнее, позволим нашим детям реализовывать свои «хочу». Именно из-за этих картинок. Но это же смешно! Как мы себе это представляем? Что у наших детей или у нас самих вдруг появится в голове: «Хочу пойти кого-то ограбить» или среди наших привычных ежедневных мыслей нормально и гармонично будет смотреться вот такая: «Пойду-ка подсяду на наркотики»? Или представьте, что вы все-таки ложитесь на диван. Если вас предварительно не выжали какой-то дикой пахотой, как долго вы протянете на диване без какого-либо другого «хочу» в голове? Большинство из нас, предоставленные самим себе, пойдут делать дела по дому через час после старта валяния на диване. Не потому, что надо, а потому что наше счастье — в нашей продуктивности.

Сила позитивного «хочу»

Вот пример позитивного «хочу»: волонтеры хотели организовать конференцию IDEC-EUDEC в Украине, и они пахали год бесплатно, что ярче может охарактеризовать волшебную силу «хочу»? Что ещё может заставить человека год работать без денег? Ну, разве что шантаж, насилие, манипуляции высшей пробы. Сильная штука «хочу», раз она по эффективности сравнима с вышеперечисленным, правда?

Люди сообщества IDEC-EUDEC хотят, чтобы дети учились в свободе, имели возможность и умели слушать свое «хочу». Потому они тратят свое время и деньги и приезжают на конференцию ежегодно. Участники команды “Освітній Експеримент” ежегодно на одном только топливе своего “хочу изменить мир к лучшему” организовывают ряд событий, где дети, родители, учителя и активисты получают питательную среду для обмена опытом и идеями, касающимися образования в атмосфере полной свободы слова, действия, мысли. Множество прекрасных социальных проектах в эко-тематике, медицине, образовании и других областях несутся на крыльях всемогущего “хочу” светлых и сильных людей.

Если каждый из нас очень честно прислушается к своему «хочу», будет очень легко поверить, что люди, живущие в мире со своими желаниями, очень редко делают что-то страшное, маргинальное или падают в саморазрушительное ничто.
Одно из главных достижений таких событий, как конференция IDEC и семейный кемп “Освітній Експеримент” в том, что многие дети и взрослые начнут всерьез прислушиваться к своему «хочу». Многих ждут сумбурные и размытые ответы. И это тоже окей! Мы имеем право находиться в неопределенности столько, сколько требуется для нас, никто извне не может судить ни о наших желаниях, ни о темпах их формирования. Но некоторые счастливчики, которые сумели наработать навык ответов на подобные внутренние вопросы, честно и четко ответят себе, например, так: «Я хочу менять мир и присоединюсь к команде волонтеров. Или так: «Я хочу работать на этой работе, потому что хочу иметь этот статус, эту зарплату, это мнение окружающих обо мне, это мое «хочу» пока перевешивает мое же желание проехать по Европе на велосипеде. Но я держу руку на пульсе этого баланса! И когда велосипед будет брать верх, сделаю все, чтобы зашуршали по асфальту два колеса моей мечты».

Желаю всем нам преуспеть в наработке бесценного навыка ответа на вопрос: «Чего же я хочу?». И как-то постараться избавиться от картинок из советской книжечки.
 

Мы в Facebook