Как превратить хобби в бизнес: История предпринимателя Наталии Шмигельской

О чем стоит задуматься энтузиастам, которые в шаге от того, чтобы начать собственное дело

Что общего у хобби и бизнеса? Ни то, ни другое невозможно без таланта и стремления посвящать выбранному занятию все свободное время. Можно ли в таком случае хобби преобразовать в бизнес? «Можно и нужно», – отвечает Наталия Шмигельская и рассказывает, как ее увлечение переросло в полноценную ТМ «Готово» – бренд полуготовых блюд, который сегодня представлен в ассортименте в более чем 500 магазинов по всей Украине и готовится к выходу на европейские рынки.

О чем стоит задуматься энтузиасту, который в шаге от того, чтобы начать бизнес, – читайте в бизнес-истории Наталии Шмигельской, бизнесвумен с 15-летним стажем.

От хобби к бизнесу

Мое очередное хобби связано с периодом замужества. Я стала больше времени проводить в семейном кругу и чаще готовить дома. Я очень увлеклась процессом приготовления пищи: экспериментировала с приправами, соусами, училась на специализированных курсах. Безусловно, я сразу осознала, сколько времени и ресурсов требует приготовление вкусных полезных блюд. Когда я начала задумываться об этом, мой предпринимательский ум сразу включился в работу – я искала оптимальное решение, чтобы упростить ситуацию без потери качества.

Чтобы готовить соусы, приходилось искать ингредиенты и покупать их в бОльших емкостях, чем того требовало блюдо. Неиспользованные объемы делали стоимость блюда гораздо выше цены, которую я могла бы заплатить за заказ в ресторане. Среди минус-факторов также были потраченное время, куча грязной посуды, усталость. Я решила эти неудобства одним махом: надо предлагать заранее собранный набор свежих необходимых продуктов в удобной таре, в которой блюдо можно и готовить. В итоге получается более экономно по ресурсам, чем если бы человек готовил сам с самого начала.

Очень важным моментом был вопрос «Зачем?» или, другими словами, почему предложенное мной решение должно быть интересно обществу. Ответ был на ладони: удобное и быстрое приготовление пищи дома позволяет сэкономленное время и деньги тратить на семью, что всегда бесценно!

На то время у меня в частичной собственности был завод, где разделывалась птица. Мы были уже неконкурентны, были отлажены стабильные поставки в сети, экспорт, я искала новую нишу, и здесь как раз совпало мое хобби с имеющимися мощностями завода. Я выкупила остальные 50% собственности и начала трансформировать площадку под габариты большого ресторана с фабричными возможностями.

Изначально было очень сложно, потому что работники привыкли рубить курицу на вал, а новые условия требовали изготовленных вручную котлет, тефтелей с веточками тимьяна. Кроме кропотливого ручного труда, важную часть процесса составляло отслеживание свежести мяса на момент поставки. Было потрачено много ресурсов, материальных и моральных, много раз опускались руки. Было очень сложно вызвать доверие потребителя к полуготовым продуктам в силу стереотипного предыдущего опыта. Мы учились говорить «визуальным» языком, четырежды меняли упаковку, искали оптимальный закупочный набор… Сегодня мы выгодно выделяемся на полке и формируем ядро лояльных клиентов. Оглядываясь назад, свой опыт я могу резюмировать в следующие советы.

От энтузиаста к предпринимателю

Первый шаг от энтузиаста к предпринимателю зависит от того, на каком уровне опыта находится предприниматель. Если он начинающий и без стартового капитала, то здесь важно делать то, что нравится ему (именно ему в первую очередь), а потом уже анализировать заинтересованность в продукте у окружающих. Если предприниматель с инвестициями, то здесь надо идти от обратного – измерять потенциал рынка и понимать объемы продаж. Другими словами, сначала заказать специальные исследования, если на рынке есть аналог. Потом просчитать приблизительный объем рынка, исходя из числа возможных точек продаж, умноженного на количество продаж с полки (план продаж). Обязательно учитывать всевозможные расходы, необходимые инвестиции и главное — ресурсы, как финансовые, так и человеческие. В результате получится бюджет проекта и понимание объема оборотных средств. Полученные данные уже потом соотносить с целью, к которой хочет приблизиться предприниматель, создавая продукт.

Потенциал рынка сложно оценить, но в целом – это спрос, умноженный на продажи продукта. Здесь нужно не летать в облаках, а четко понимать, что есть средний сегмент с максимально завышенной ценой, на которую готов потребитель. Профессионалы, работая с фокус-группами (и не только), очень четко могут определить пороги ценовой политики. В нашем случае мы создали продукт для сегмента средний-плюс, но в нашей стране нет такого количества потребителей, чтобы мы могли реализовать желаемое количество продаж. Мы сейчас находимся в поиске среднего барьера спеццены, чтобы увеличить объем продаж. Если продукт премиальный, то он изначально рассчитан на небольшое количество потребителей, то есть прибыль там можно получить на повышении маржи до максимума. Сегмент средний-минус очень зависим от цены, однако потребитель в последнее время стал максимально капризным: при низкой цене он требует качества.

Ниша

Лучше производить товар в отрасли «голубой океан». Когда на рынке мало места, надо иметь очень большой запас прочности, а это нереально сложно и дорого – огромные затраты на маркетинг. Гораздо эффективней выходить с четко сформированной уникальностью. Первому легче удерживать свои позиции, нежели гоняться за лидерами. К тому же, если ты первый, то у тебя раскрыты горизонты, в противном случае, ты смотришь в спину лидерам сегмента.

Вовлеченность

Если человек с предпринимательским талантом заряжен идеей, он несется на всех парах, потому что ему интересно. Как только интерес собственника к продукту угасает, продукт «умирает». Таким образом 95% идей не находит реализации, именно поэтому очень важно осознанно проанализировать свой потенциал вовлеченности. Здесь на самом деле два варианта развития событий. В первом мы идем к инвестору с маяком в виде бизнес-плана, что очень помогает преодолевать трудности в силу ответственности не только перед собой, но и перед инвестором. Это действительно сильный стимул, который увеличивает вероятность реализации проекта на этапе стратегической задумки. Во втором случае, когда предприниматель движется самостоятельно, поможет только честность с самим собой – насколько человек готов этим жить. Не забывайте, половину жизни мы отдаем работе, и поэтому стоит заниматься только тем, что нравится, не тратить драгоценное время на то, что неинтересно.

Сотрудники

Начинающему предпринимателю лучше вначале прощупать все процессы самостоятельно. Когда появляется потребность идти дальше и возможность делегировать, понимая все нюансы процесса, тогда и рационально искать подходящего сотрудника. Но стоит помнить, что компания часто не развивается, потому что собственнику кажется, что лучше, чем он, никто не сделает. Из-за такого подхода сотрудники лишены возможности брать на себя ответственность, собственник – свободного времени и свободных рук. Сильные мотивированные люди не придут в такую компанию, а слабые – не дадут выхлопа.

Бизнес с привлечением инвестиций должен быть прописан на берегу с количеством нужных сотрудников и аргументацией, почему и как долго их надо «кормить» до окупаемости.

Миссия

Осознанный предприниматель ориентируется не только на прибыль в результате реализации продукта, но и на нужность, потребность обществу. Идеально найти свою миссию и отталкиваться от этого. Например, моя миссия в том, что мой продукт экономит время людей, чтобы они больше его уделяли близким.

Миссия очень заряжает и мотивирует, сплачивает команду, дарит инсайты, одухотворяет в трудные моменты. Это как поиск предназначения, только не человека, а бизнеса. Миссия позволяет аккумулировать желания и видение развития у всего коллектива. Это залог крутого результата.

Негатив

Всегда будет какой-то процент негативных отзывов, на которые желательно быстро реагировать. Прекрасно, когда есть горячая линия – можно оперативно выйти на связь и устранить проблему. Важно обязательно сохранять спокойствие: мы можем улучшить продукт, но не можем переделать некоторых людей.

Развитие и цели

Когда компания дорастает до потолка, надо присматриваться к смежным нишам, чтобы избежать застоя. Если нет притока свежих рук и идей, компания не будет расти. Очень важно во избежание этого проводить внеплановые стратегические сессии, время от времени мечтать с управляющими сотрудниками, «как бы это могло быть». Например, наша цель – накормить всю Украину, а дальше – весь мир, и для этого мы уже сейчас работаем над выходом на экспортные рынки.

— Читайте также: Traveling Ladies: Канадська письменниця Дженіс Кулик-Кіфер про значення жіночих мандрів

Мы в Facebook