Современные дети, в большинстве своем, живут в значительно лучших условиях, чем жили их родители: их окружает достаток, их желания довольно быстро удовлетворяются, они даже разучились полноценно чего-то хотеть, ведь все приходит задолго до появления желания. Тем не менее, детский и подростковый невроз – самая распространённая форма нервно-психической патологии. В основе невроза лежат временные, обратимые нарушения нервной системы, которые, как правило, вызваны психотравмирующими событиями временного или постоянного характера. В этом контексте сегодня мы поговорим о школьном неврозе, как об одном из самых распространённых видов детских неврозов.
Щодня ми працюємо на інфофронті, виствілюючи подвиги українських жінок та впливаючи на світову спільноту інформаційно.
Ми просимо нас підтримати, аби ми й надалі могли виконувати нашу місію на шляху до української перемоги
Підтримати womo.ua
Особенно сейчас, в условиях карантинных мер, связанных с появлением коронавируса, тема становится еще более актуальной, ведь к тревоге родителей за школьные успехи ребенка, его безопасность и адекватную коммуникацию с окружающими, подключился и страх за здоровье. Дети не смогли не откликнуться на родительские тревоги и отреагировали новой волной неврозов.
Но все-таки поговорим именно о школьном неврозе.
Конечно, колыбелью детских неврозов является семья, поэтому возникает резонный вопрос: а при чем же здесь школа? Отвечу: в силу того, что родители очень обеспокоены тем, какое место в обществе занимают они, то и место их чада в этом обществе тоже имеет значение. Успех семьи измеряется, в том числе и школьными успехами детей, которые сейчас принято выставлять на всеобщее обозрение. Это усиливает нагрузку на детей, часто лишает их выбора, чем и когда заниматься, серьезно увеличивает учебную нагрузку. К детям предъявляются высокие требования – они должны хорошо учиться, проявлять лидерские качества, заниматься спортом и искусствами, даже если они этого не хотят или не имеют к этому особых способностей. Дети уже не принадлежат себе, они часть статуса родителей. А образование – лишь часть конструкции, над которой возвышается надстройка из разных полезных навыков, которыми, по мнению родителей, должен обладать их ребенок. Даже законный отдых ребенок проводит в языковом лагере где-то на туманном Альбионе.
Останні новини
- WoMo-каталог прикрас: нові колекції ювелірних виробів від українських брендів
- Афіша тижня: що подивитися, послухати та куди сходити 22-28 квітня
- Фільм «Западня» скоро вийде в український прокат: дата прем’єри, трейлер, сюжет
- На Міжнародному форумі PRNext’24 оголосили переможців Національного рейтингу «Репутаційні АКТИВісти»
- Премія Георгія Ґонґадзе: оприлюднили короткий список номінантів на здобуття відзнаки за 2024 рік Новости на главной
В силу того, что родители очень обеспокоены тем, какое место в обществе занимают они, то и место их чада в этом обществе тоже имеет значение
При таком серьезном внешнем давлении возникает естественная реакция – невроз. В борьбе за родительскую любовь и признание, дети готовы заплатить эту высокую цену. Надо отметить, что школьный невроз тяжелее переживают именно гиперответственные дети, которые привыкли соответствовать запросам и не умеют протестовать иначе, чем соматизируя проблему, то есть включаясь в болезнь.
Надо учесть, что сейчас все популярнее становиться ранний школьный старт, когда родители не дожидаются даже физической готовности ребенка к школьному обучению, а о психологической вообще речь не идет. Ребенок сразу получает максимальную школьную нагрузку, которую даже в условиях НУШ продолжают требовать от школы сами же родители. В результате ребенок недосыпает, не учиться отдыхать, распределять эту нагрузку, с трудом переключается с занятия на занятие и при этом обязан выдавать стабильно высокий результат.
Важно понимать, что все это происходит на фоне безграничного желания одобрения и любви, которое необходимо нам всем, а ребенку тем более. И ребенок привыкает жить в состоянии лжи и лицемерия, которые прикрывают его потребность в безусловной любви. А любовь выдается только «за заслуги» или за «хорошее поведение», которое включает в себя и успеваемость в школе и социальную активность. Ребенок не может быть собой реальным, а значит и не может расслабиться.
Такое постоянное напряжение может проявляться в разных формах телесных и психологических реакций, с которыми уже сами родители приводят ребенка к врачу.
Одна из самых распространенных – транзиторные тики.
Это непроизвольные подергивания конечностями, моргание глазами, ртом, пожимание плечами, покашливание, шморгание носом, одергивание одежды. Часто у детей наблюдается сочетание нескольких видов моторных и вокальных тиков. Причиной тиков могут быть и особенности развития головного мозга, и наследственные заболевания, но очень часто они имеют место именно в результате неадекватной школьной нагрузки, противоречивых родительских посланий (когда родители имеют серьезные расхождения во взглядах на воспитание), школьного буллинга или нестабильной психоэмоциональной атмосферы в школьном коллективе. Тики могут перерасти в невроз навязчивых состояний и стать привычкой, а значит будут доставлять ребенку дополнительный дискомфорт еще и тем, что заметны окружающим. Ругать за такую привычку ребенка бесполезно и даже вредно, так как это может добавить стрессовости и ребенок будет испытывать дополнительный страх и стыд за свои непроизвольные движения, начнет избегать общества.
Неврозы могут сопровождаться также нарушением сна и отсутствием аппетита, нарушением работы желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями, повышенной утомляемостью, мышечной слабостью и потливостью.
Среди психологических проявлений чаще всего наблюдаются – агрессия и аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя).
Это резкие перепады настроения, страхи (темноты, чужих людей, одиночества, смерти), ипохондрия (страх заболеть), мнительность, обидчивость, нарушения пищевого поведения, плаксивость, истерики и депрессия. У подростков часто могут наблюдаться и суицидальные настроения, потеря смысла жизни. Часто ребенок жалуется на то, что не хочет идти в школу, хотя явных причин почему, не называет.
Родителям важно внимательно отнестись к данным проявлением, потому что формула «перерастет» и «само пройдет» может привести к необратимым последствиям, когда помочь ребенку будет значительно труднее. Важно вовремя обратиться к специалисту, исключить наличие реальных болезней и помочь ребенку, отрегулировав нагрузку и свои притязания.
Но главный путь помощи ребенку в состояние невроза – «вытащить» из ребенка эмоции, которые, как правило, прячутся за неврозом – страх, злость, обиду. Это непростая задача, так как эти эмоции могут совсем не понравиться самим родителям, боле того, они могут сами их испугаться. Также хорошо помогают справляться с неврозами правила и упорядоченные ритуалы, например, четкий режим дня, спорт, увлечения, хобби. Если самостоятельно справиться не удается, важно обратиться к специалисту – психологу, психотерапевту, психиатру. Вовремя оказанная помощь может серьезно улучшить качество жизни не только ребенка, а и всей семьи.
Читайте также: «Сценарий – дистанционка. Советы для родителей на случай массового закрытия школ»