Лидер — это человек, ведущий группу людей к единой цели. Однако существует множество стилей управления, которые сменяли друг друга на протяжении 80 лет, согласно данным исследования. Каждому из них присущи свои характеристики и навыки. Правда, у всех есть одна общая особенность — умение вдохновлять.
Ранние исследования
Одним из первых лидерство изучал психолог Курт Левин. В 1939 году он со своей командой специалистов определил несколько стилей руководителей:
Автократический — когда один человек держит все под контролем и принимает решения, направляет людей по своему выбранному курсу. Левин обнаружил, что этот стиль наиболее неприемлем для молодых людей;
Демократический — когда один человек руководит, но он открыт со своей командой и часто позволяет им коллективно принимать решения и выполнять поручения. Он скорее направляет, чем руководит. Самый популярный тип руководства среди молодежи;
Невмешательство — когда человек отходит в сторону и по сути ничего не делает — ни руководит, ни направляет. Команда под таким руководством непродуктивна и неорганизована.
А вот в 1970-1980-х была предложена еще и концепция ситуационного лидерства, которая предполагала выбор стиля руководства по ситуации.
Современный портрет лидера
С тех времен было выявлено еще немало различных стилей. Сегодня же лучшими качествами руководителя считаются следующие:
- Решительность
- Осознанность
- Умение фокусироваться
- Ответственность
- Эмпатия
- Уверенность
- Оптимизм
- Честность
- Умение вдохновлять
В исследовании, опубликованном в Harvard Business Review в 2000, автор Дэниел Голмэн определил 6 стилей лидерства, которые так или иначе связаны с эмоциональным интеллетком:
- Командующий: Требуют немедленного выполнения задач.
- Cтратегический: Учат команду прогнозировать.
- Аффилиативный: Устанавливают эмоциональные связи и создают гармонию.
- Демократический: Достигают консенсуса через всеобщее вовлечение и участие в процессе.
- Задающий темп: Ожидают самосовершенствования от сотрудников.
- Обучающий: Развивают свой коллектив.
А согласно Mind Tools, количество этих стилей можно пополнить еще и следующими:
- Бюрократический: Концентрируются на следовании каждому правилу.
- Харизматический: Вдохновляют команду своим энтузиазмом, мотивируют остальных двигаться вперед.
- Ориентированный на выполнение поставленных задач: Для них главное, чтобы была выполнена работа.
- Ориентированный на людей: Настроены на поддержку своих сотрудников.
- Трансформационный: Ожидают лучших результатов от всей команды, в том числе и от себя.
Выяснив свой стиль руководства, можно понять, какой вы лидер и над чем можно еще поработать. Современные исследования предлагают идею применения нескольких стилей на работе, чтобы развивать сотрудников и максимально эффективно открывать их потенциал.
Источник: businessnewsdaily.com
- Читайте также: Маргарита Сичкарь: Правила настоящих лидеров