Мама может: Как работа в стартапе подготовила меня к рождению ребенка

Личный опыт маркетинг-директора сети студий красоты 365 Марьяны Мартыновой

06.06.2019

Что общего между развитием сетевого бизнеса с нуля и воспитанием малыша? И почему каждая мама – потенциальный стартапер? Ответы на данные вопросы дает маркетинг-директор сети студий красоты 365 и мама двухмесячной Саши Марьяна Мартынова.

Я из тех людей, которые считают, что любой бизнес-проект, как ребенок. Ты тщательно готовишься к его рождению, а потом делаешь все, чтобы вырастить из него что-то стоящее. Это крутое ощущение, но в то же время в тебе, и вокруг тебя, происходит столько изменений, приходит столько озарений (простых и сложных одновременно), что еле успеваешь «отстреливать». Я захотела все-таки записать главное: что это за озарения?..

Чтобы ребенок был спокоен и счастлив, мама должна часто отдыхать

Когда основатель бизнеса горит своим проектом, когда видно, какое удовольствие он получает от процесса, вся команда от линейного персонала до бекофиса подхватывает то же настроение. Но тут важно не перегореть слишком быстро.

Чтобы энтузиазм не выветрился через несколько драйвовых месяцев, важно постоянно поддерживать обратную связь между руководством и командой. Провести тимбилдинг, стратегическую сессию, где все делятся идеями. Идеально –сменить обстановку и провести сплочающие мероприятия вне офиса. Поехать в загородный комплекс, на свежий воздух или просто провести день в новом приятном коворкинге – не так важно где, куда важнее – с каким посылом. Руководитель должен показать команде, что он тут, с нею, что слышит ее. Такие дни – это и работа, и отдых, причем кайфуют все – и руководитель, и команда. А параллельно – создается такое важное для стартапа ощущение “мы все можем друг на друга положиться”.

То же ощущение чрезвычайно важно для мамы в первые дни после родов. Ей нужно время (как минимум, 40 дней), чтобы восстановиться – как физически, так и эмоционально. И поддержка мужа и других членов семьи в такие моменты просто неоценима: помочь в быту, вывезти на природу, дать время на базовые потребности, вроде маникюра. Правда, и тут работа должна идти в обе стороны: отдохнувшей маме важно заботиться не только о себе и ребенке, но и о муже, которому точно так же нужны внимание и эмоциональная поддержка.

Жизнь больше не будет прежней, и это класс!

Поначалу ты не вполне понимаешь, на что подписываешься. В теории и по книгам/тренингам вроде как понимаешь, как происходят процессы (и в стартапе, и с ребенком), но на практике – все равно все не так.

К примеру, невозможно заранее подготовиться к мысли, что с «должности» мамы уволиться невозможно, это можно только прочувствовать. Теперь почти все свои силы и деньги ты будешь вкладывать не в себя, а в ребенка, но это не расстраивает, а наоборот – вдохновляет. Потому что чем больше ты вкладываешь в своего ребенка или команду, тем вероятнее получишь желаемый результат – благополучие и процветание (и их аналоги в мире бизнеса – прибыль и позитивный фидбек).

Но тут есть важное отличие между ролью мамы и успешной владелицы бизнеса: вторая никогда не будет общаться с сотрудниками, как с маленькими детьми, а только как с профессионалами, которые разбираются в своей области куда лучше, чем она.

Дешевле и быстрее не получится

И мама, и основательница бизнеса должны понимать, что дешевле и быстрее не будет. Если вы решились открыть классную студию, в которой будет комфортно не только клиентам, но и персоналу, – нужно вложить немало времени и денег. Больше, чем вы рассчитываете изначально, потому что в процессе обязательно вылезут косяки.

Можно особо не заморачиваться и ориентироваться только на картинку в Instagram – кадр красивый, и хорошо. А можно продумать каждый аспект — от экологичности используемой косметики, наличия питьевой воды и увлажнителя воздуха до оптимального угла наклона профессиональной мебели, который снимет нагрузку со спины мастера. Очевидно, что второй подход требует больших затрат, но и отдача будет в разы больше.

Такое внимание к незаметным деталям напоминает мне выбор кормить грудным молоком вместо смесей. Ведь грудное молоко – это не только пища для ребенка, это укрепление психоэмоциональной связи между мамой и малышом, повышение детского иммунитета и как бонус – экономия на смесях до 70 000 гривен в год.

Берегитесь советов от непрофессионалов

Воспитывая ребенка, очень желательно оградить себя от советов, которых вы не просили. Все очень индивидуально, да и подходы к воспитанию постоянно меняются. Если нужен совет, нужно просить его только у специалиста (для меня это – доула Тамара Зейналлы, через которую прошли более 500 малышей и мам).

Так и в бизнесе. Чем меньше вы привлекаете консультантов и советчиков извне, тем лучше для вас. Эффективнее слушать себя, прислушиваться к мнению своей команды (в составе которой должны быть профи, которые точно знают больше вас) и раз в 1-3 года привлекать внештатного специалиста для непредвзятого аудита.

Будьте готовы, что на рынке — немало людей, которые уверены, что вы глупы и ничего не понимаете. Мы изначально хотели работать с многими специалистами на фрилансе, но фриланс – очень скользкая тема. Помню, как мы пробовали работать с одним “экспертом”, который просто выгрузил из какой-то базы все салоны красоты с количеством подписчиков и лайков, и отдал нам, требуя деньги за проработку анализа конкурентов. Сейчас мы выбираем только специалистов с хорошей репутацией на рынке и живыми кейсами (например, нашу глобальную маркетинговую стратегию разрабатывала Алина Баженова).

Нет смысла сравнивать своего ребенка с другими детьми, но смотреть по сторонам все равно не вредно

Когда вы беременны, то повсюду замечаете беременных и детей. До беременности вы вряд ли всматривались, кто на какой коляске ездит и есть ли в окрестности пандусы. Развивая бизнес, вы автоматически начинаете следить за конкурентами. Следите, кто к кому ходит, кто как проявляется в соцсетях, какие продукты и услуги запускаются. Нет смысла абстрагироваться – за конкурентами нужно следить, брать с сильных пример и всегда держать руку на пульсе. Так легче понять, какими вы сами хотите или не хотите быть.

Ясное дело, что, выходя на рынок, мы не могли не брать во внимание G-bar. Они гиганты, которые выстроили очень правильную и яркую коммуникацию для определенной ниши, и у них нет в этой нише конкурентов. Меня немного раздражают их «горджес» и «фебьюлоус», но ты точно не спутаешь их ни с кем другим на рынке, и это круто! И еще G-bar – это его основатели, мощные якоря, от которых невозможно оторвать взгляд.

Вторым G-bar стать невозможно: нет смысла лезть в их нишу и говорить на их языке, ведь ты точно проиграешь. Значит, твоя маркетинг-стратегия должна базироваться на твоих ценностях и на твоем языке. Что касается 365, нашему руководителю, Ире Поповой, и всей команде близка тема экологичности (не только в косметике и материалах, но и в мыслях и поступках). На основании этих ценностей мы и разработали маркетинг стратегию.

Наши фишки – это много зелени, минимальное использование пластика, акцент на органической косметике, направленность на осознанное потребление. Для персонала мы проводим тренинги по zero waste и сортировке мусора, даже выезжали вместе на экскурсию по сортировочным станциям.

Полцарства за человека, которому можно доверять

На каком-то этапе в жизни семьи должна появиться няня, которой ты сможешь доверить своего ребенка. Так и в сетевом бизнесе – вы не можете одновременно быть и владельцем, и исполнительным директором, и инноватором-стратегом. Во-первых, вас на всех не хватит. Во-вторых, ваша команда и линейный персонал не будут получать оперативную обратную связь по горящим вопросам.

Если у вас сетка, у каждого салона должен быть свой исполнительный директор, и вы обязательно должны доверять ему настолько, чтобы отдать большую часть полномочий по принятию решений.

Чтобы найти человека, которому можно доверять, важно увидеть его реальные кейсы. В случае с няней самое крутое – это поехать к ней домой и посмотреть на ее быт, так можно многое понять. С новыми сотрудниками – узнать об опыте и поговорить с коллегами с предыдущей работы, потому что продать себя можно, но оправдать надежды по факту не всегда получается.

Соблюдение правил + креатив = любовь

Счастливые дети растут свободными, но всегда знают и чувствуют границы, которые создают родители. В бизнесе это тоже важно. Креатив и свобода слова всегда важны и приветствуются. Но только в условиях работы по общим стандартам (для линейного персонала) и внедрения креативный решений, которые можно измерить с помощью kpi (для бекофиса).

Общие стандарты в наших салонах – это то, что касается внешнего вида сотрудников, тем «табу» при разговоре с клиентом, алгоритма предоставления услуги. А поле для креатива – это, например, разработать летнюю коллекцию в маникюре или укладках, вот тут можно развернуться. Задача менеджмента – создать и поддерживать условия для раскрытия творческого потенциала каждого сотрудника, ненавязчиво напоминая о соблюдении правил.

Мама – это не личность. Мама – это еда

И смиритесь. На первом этапе мама – это не личность. Мама – это еда. Так и в бизнесе. Для вашей команды вы, в первую очередь, –  не человек, а деньги. Примите, что хорошие специалисты стоят хороших денег (конечно же, они должны эти деньги отрабатывать и показывать результат).

Дети, как и стартапы, учат нас терпению. Например, срок окупаемости заведения красоты при правильном менеджменте – 2-4 года. Помните об этом и не ждите мгновенной отдачи.

Фото из архива Марьяны Мартыновой

— Читайте также: Олег Михайлюта (Фагот): «У синові хочу розвинути навіть ті здібності, в які він сам не вірить»