Милая или холодная? Характер и карьерный рост

И стереотипные представления о "мягкости" и "холодности" женщин

Общество воспринимает женщин-предпринимательниц на двух полюсах: с одной стороны они традиционно должны быть эдакими сгустками женственности, мягкости, а с другой — принимать жесткие решения. Но если вы их принимаете, действительно руководствуясь разумом и логикой, вас немедленно назывут холодной, безэмоциональной и бездушной женщиной, которая не обращает внимания на чувства окружающих. Эти двойные стандарты подтверждаются и новыми исследованиями. 

Согласно исследованию «Быть или казаться уверенным в себе», проведенному в этом году профессорами сразу трех европейских бизнес-школ, женщины должны быть не только компетентными, но нравиться окружающим, чтобы их считали уверенными в себе и влиятельными на работе. Мужчинам быть милыми не нужно, отмечают исследователи, им достаточно хорошо делать свою работу. А вот женщинам необходимо добиваться симпатий коллег, и для этого они должны демонстрировать такие умения социализации, как доброта и желание всегда прийти на помощь.

Европейские ученые провели 200 интервью и выяснили, что на работе женщины подвергаются двойному давлению. От них ждут, с одной стороны, стереотипно женского поведения, вроде доброты и сопереживания, а с другой — напористости, которая опять, таки стереотипно ассоциируется с мужским лидерством. «К сожалению, меня это не удивляет. Многие исследования показывают эти удвоенные требования к женщинам. Ради успеха они должны показывать высокие результаты и в то же время поддаваться гендерным стереотипам», — говорит одна из авторов исследования Наталия Карелайя из Insead Business School в Фонтенбло. Это значит, что женщинам в буквальном смысле нужно работать тяжелее и больше — выполнять не только свою работу, но и помогать коллегам и при этом быть к ним добрыми.

Неудивительно, что женщинам, в отличие от мужчин, необходимо больше ресурсов, чтобы добиться успеха, — и душевных, и временных. К тому же, это исследование проливает свет на феномен «холодных» женщин, которых окружающие обычно называют закрытыми, интровертными, высокомерными и далекими. Что на самом деле кроется за холодностью и ее восприятием, рассказывает психолог Мария Сиясиякис.

Какими бы интровертнымии высокомерными ни называли холодных женщин, их главная черта — это мышление. Согласно типологии характеров Майерса-Бриггса среди 16 их типов выделяются те, кем управляет именно мышление. Они принимают решения, основываясь на собранных данных, и решают проблемы, согласуясь с честностью и логикой. Обычно они не ищут пресловутую гармонию и не думают, каково может быть эмоциональное влияние решений. Так мышление «холодных» женщин вступает в противоречие той роли, которую нас обязывают выполнять — милой женщины с мягким голосом, теплыми манерами и добрым сердцем. При этом вы не услышите, как люди обсуждают холодных мужчин, их называют «молчаливыми», «стоическими», «таинственными».

Наиболее фрустирирующим моментом для холодной женщины, в том числе и меня, ведь я всегда ощущала свою холодность, явялется вопрос: «Ты же ничего не чувствуешь, не так ли?» Опасность его в том, что он приводит к сильной тревоге — подрывает уверенность в том, что я могу вообще что-то ощущать, он показывает, что я все делаю неправильно, ведь люди думают, что я бездушная. Но это неправда, у холодных женщин есть чувства.

У холодности могут быть разные причины. В моем случае это был метод защиты от бестактности, который вырос в настоящую стену между мной и окружающими. Холодность может быть результатом травмы или насилия, когда человек любой ценой хочет избежать прикосновения другого. Но даже если вы не умеете выражать и называть чувства, осознайте — внутри они есть, и сильные. Их градус нужно распознавать, запоминать этот опыт внутренней теплоты и холода, и работать с той частью себя, которая всегда знает, что теплота есть и она достойна защиты.

Источник: huffingtonpost.com. Фото: Родни Смит

— Читайте также: Виржини Депант: «История с женственностью — ни больше ни меньше, чем искусство раболепия»