Наталия Татарин: «Перестаньте себя сравнивать с другими, а потому недооценивать»

Интервью с коммерческим директором компании Distina

Наталья Татарин и Виктория Басавро основали компанию Distina два года назад. Срок небольшой, но за это время предпринимательницы достигли весомых результатов — в их портфеле две торговые марки и представленность в 10-ти странах. Своей бизнес-историей делится с читательницами WoMo коммерческий директор Distina Наталья Татарин.

Какие у вас бизнес-модель и стратегия?

Distinа – молодая компания. Мы вместе с Викторией Басавро (директор по маркетингу) создали ее 1 февраля 2017 года. За 2 года мы достигли того, что представлены уже в 10-ти странах, имеем две торговые марки, а это 36 видов продукции в ассортименте. Для нас косметический бизнес — очень интересный и бесконечный. Мы в нем относительно давно – 12 лет, при этом считаем, что “момент насыщения” пока не наступил.

У нас нет собственного производства. Наша модель-бизнеса основана на принципах экономики совместного производства и потребления. Мы определили для себя важную стратегию: мы выбираем лучшие фабрики Украины и Европы для создания продукта, работаем с лучшими технологами. У нас есть возможность выбирать. И это очень важно.

Наша бизнес-модель достаточно стандартная. Мы создаем бренды, рецептуры, дизайн. Мы покупаем инновационные разработки для создания продуктов. Производим продукцию у разных поставщиков в разных странах, чтобы находиться максимально близко к потребителям, знать и учитывать особенности. Вместе с потребителем мы проходим все этапы: от идеи до готового продукта на полке: что он или она хочет, какими должны быть запах, цвет, компоненты,обсуждаем продукт, когда заветный флакон или тюбик уже в руках у клиентов. Этот диалог с потребителем в конкретной стране бесценный для нас. Поэтому я часто бываю в командировках, чтобы общаться с клиентами и наблюдать за трендами.

Какие тренды важны?

Во-первых, для нас важно все, что связано с защитой окружающей среды. Мы это учитываем в упаковке наших продуктов: минимальный вес пластика, вторичная переработка продукции (это указано на упаковке).

Во-вторых, для нас важен симбиоз безопасности и эффективности: соединение натурального с высокими технологиями в косметологии. Мы используем натуральные ингредиенты, безвредные для человека и дружественные для природы. Мы исключаем компоненты, которые допускаются в использовании косметики, но могут быть причиной негативных последствий.

Что для вас качество и доступность?

Наш основной сегмент – FMCG, на этом рынке высокая конкуренция. Поэтому результат зависит от готовности потребителя покупать наш товар. Он должен быть качественным и доступным.

Качество мы определяем тремя критериями:

1. Высокотехнологичный состав.

2. Функциональные компоненты (происхождение — Европа).

3. Отсутствие опасных ингредиентов.

Доступность товара, то есть его цена, формируется в два этапа:

1. Цена производителя.

2. Наценка розницы.

Также нам важно работать напрямую с торговыми точками. Это минимизирует количество факторов, влияющих на формирование цены. Работая таким образом, мы смогли снизить цену на 25%, сохраняя высокое качество товара.

Что важно для экспорта?

Главное, четко понимать свою стратегию, свой продукт и своего потребителя. Работа на экспортных рынках должна быть системной — шаг за шагом. То есть, лучше выйти на рынок одной страны и наладить в ней работу, чем выйти на рынки нескольких стран и работать в хаосе.

Легко ли вам работать с женщинами?

Наши деловые партнеры-женщины очень ответственные, эмоциональные и смелые. Многозадачность и разноплановость жизни формирует прекрасный навык – мобилизоваться и расслабляться, создавать и мечтать.

Я долго работала в крупных компаниях, где было практически равное соотношение мужчин и женщин. Если в компании четко прописана стратегия и бизнес-процессы, обычно нет проблем в принятии решений и совместной работе.

Какие книги посоветуете прочесть предпринимательницам?

Недавно мы ввели в компании новое правило: читаем все одновременно одну книгу, а потом обсуждаем, какие новые знания пригодятся команде, какие идеи стоит оценить для бизнеса и применить в личной жизни. Пока это легко осуществить, поскольку у нас коллектив из 12-ти человек. Важно, что принимают участие все — от директора до кладовщика.

Вот те книги, которые я считаю обязательными к прочтению:

1. Ювай Ной Харари. «Sapiens. Краткая история человечества».

2. Айн Ренд. «Атлант расправил плечи».

3. Элияху Голдрат. «Цель».

4. Ицхак Адизес. «Управление жизненным циклом корпораций».

5. Джек Траут. «Сила простоты».

Почему стоит путешествовать для развития бизнеса?

Путешествия – мое лучшее лекарство от застоя. Во-первых, ни одно путешествие без мониторинга розницы не проходит. Косметические магазины — святая святых. Ходим, смотрим, изучаем, покупаем образцы. Но это о работе. А если эмоционально, конечно, это перезагрузка и ответы на вопросы: «Что верно? Что ценно? Куда дальше?». В путешествиях открывается ощущение масштабов, возможностей и достижений.

Советы женщинам в бизнесе:

1. Перестаньте себя сравнивать с другими, а потому недооценивать. У каждого свой путь, а из постов Facebook или Instagram может сложится ложное представление об успехе или конкретном человеке. Стоит сравнивать себя сегодняшнюю с той, кем были раньше: год назад или даже вчера.

2. Прочитайте одну книгу всем коллективом и обсудите ее: какие новые знания пригодятся для команды, какие идеи стоит оценить для бизнеса и применить в личной жизни.

3. В любом путешествии в Украине или других странах находите свежие идеи для бизнеса, тестируйте свои продукты или услуги.

4. Создайте свой профиль в LinkedIn, систематизируйте профессиональные контакты и развивайте международные связи.

5. Будьте решительными, мыслите масштабнее, дальновиднее и смелее, чем окружение, в котором работаете.

6. Берегите время своей жизни и энергию для созидания вместе с единомышленниками.

7. Научитесь тщательно изучать рынок и концентрироваться во всем, особенно в экспорте. Пройдите тест готовности к экспорту онлайн на сайте ДУ «Офис про продвижению экспорта Украины».

8. Экономика совместного производства и потребления дает новые возможности. Главное, понять как ими воспользоваться именно в вашей отрасли и какую бизнес-модель создать. Уже не обязательно строить собственное производство и транспортировать товар к потребителю в разные страны. Надо стать ближе к конечному потребителю во всех смыслах.

9. Будьте абсолютно честными с потребителями, партнерами, сотрудниками.

10. Ежедневно развивайтесь сами и развивайте команду.

11. Стабильного успеха не существует. Есть путь. Он разный. Делайте, как надо и будет, что нужно.

12. Будьте смелыми, верными своим ценностям. Наслаждайтесь жизнью, она одна.

Интервью провела руководительница программы She Exports Алина Севастюк. Деятельность в рамках программы She Exports осуществляется при поддержке технической помощи правительства Канады, в частности проекта The Expert Deployment for Governance and Economic Growth (EDGE). 

— Читайте также: Марія Терехова: «Інвестуйте у власний розвиток та розвиток команди, враховуючи світові тренди»