Не наша школа: Образование в Аргентине глазами родителей

06 ноября, 2020

О современной Аргентине нам известно не так много: там была диктатура, потом беспрецедентный экономический кризис и дефолт 2001 года, а потом оттуда появился Папа Римский Франциск. По данным МВФ за 2019 год Аргентина занимает 60-е место по уровню ВВП на душу населения с учетом покупательной способности, а Украина, для сравнения, только на 93-м. Как насчет школы в Аргентине? По результатам Международного оценивания учебных достижений учеников PISA (математика, наука, чтение) в 2018-м году аргентинские школьники показали 68-й результат, а украинские — на 40-м месте. Об аргентинской школе рассказывает психолог и журналистка из Буэнос-Айреса, Марсела Росалес. Ее сын Санте сейчас учится в Национальном технологическом университете, он изучает промышленную инженерию.

Сложно сказать, есть ли прямая связь между уровнем образования и уровнем экономического развития страны — во многом успехи в образовании зависят от того, сколько развивающаяся экономика считает нужным вкладывать в школу. Ясно одно: обе наши страны проходят непростой период и, возможно, аргентинский опыт поможет нам увидеть собственные огрехи.

Как устроена школа в Аргентине

Мой сын ходил в государственный детский сад, а школу я ему подобрала частную. Решение отдать ребенка в частную школу пришло потому, что в государственных школах в то время проходили частые забастовки учителей и профсоюзов. Таким образом, педагоги часто не выходили на работу, уровень требований к детям снизился, соответственно, и уровень образования тоже. В частных же школах таких проблем не было, и я решила, что мой сын должен получить качественное образование.

Приоритетами школьной системы, по крайней мере, в учреждении, где учился мой сын, было формирование высоких моральных качеств, профессиональных навыков и подготовка к профессиональной деятельности.
Я должна сказать, что во многих школах, в том числе в той, где учился Санте, также есть такой предмет как религия. На этих уроках, да и на других тоже, детям стараются привить ценности семьи, воспитать в них готовность помочь другим, совместно работать и быть принятыми обществом. Санте и его друзья были задействованы в проектах помощи неблагополучным коммьюнити, например.

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Основные проблемы школьной системы Аргентины

Проблема нашего образования заключается в социальном неравенстве, поскольку у тех, кто имеет доступ к частному образованию, больше дней занятий и тренировок. Государственные школы постоянно сталкиваются с переполненностью классов и ограниченностью ресурсов. Очень сложно получить хорошее образование, если ты из скромной семьи с ограниченным доступом к экономическим средствам и/или технологиям.

Этот разрыв еще больше усугубляется пандемией и социальным дистанцированием: у многих школьников нет доступа к технологиям. У них нет девайсов или Интернета, поэтому они не посещают онлайн-уроки и каждые 15 дней просто сдают самостоятельно выполенное домашнее задание без возможности консультации или постоянного контакта с учителями.

Проблема дисциплины — деликатный вопрос, так как часто учителям не удается поддерживать свой авторитет в классах. Бывают недопустимые случаи, когда ученики и даже родители учеников проявляют неуважение к учителям. Вопрос дисциплины часто зависит от благополучия региона страны  или отдельного района города.

Общение родителей и учителей

Взаимодействие учителей и родителей всегда происходило на собраниях. Во времена же пандемии тем, у кого есть доступ к технологиям, у кого есть сотовые телефоны, планшеты, ноутбуки, это проще, но не всем это удобно. Учителя заново изобретают свою профессию в этой пандемии, поскольку у них есть самые разные ученики и с разными возможностями. Иногда им приходится распечатывать задания в школе и передавать ученикам, у которых нет технической возможности учиться онлайн. До пандемии в государственной школе было сложно классам с меньшими ресурсами, а теперь разница в социальных слоях еще более заметна.

Форма, домашние задания, обеды и секции

В частных учебных заведениях униформа есть. В частных нет ничего бесплатного — ни обедов, ни кружков. В государственных школах, поскольку там учатся ученики из семей с низким доходом, обычно есть школьная столовая, субсидируемая государством или некоммерческими организациями. Сегодня более чем когда-либо важны эти школьные столовые, которые доставляют еду ученикам из семей с ограниченными ресурсами и в ситуациях риска.

Частные школы действительно предлагают дополнительные мероприятия: музыку, спорт, искусство, театр, но все их нужно оплачивать дополнительно. Те из государственных школ, которым удалось включить такие курсы в программу, предлагают их бесплатно.

Что хотелось бы изменить в аргентинской школе

Я в свое время прошла весь цикл образования от садика до университета в государственных учебных заведениях. Я окончила государственный Университет Буэнос-Айреса по специальности психолог. Однако государственное образование, говоря именно о школе, сильно ухудшилось с тех пор, как я училась. Учебные планы и содержание учебных программ должны быть более актуальными. Необходимо также обеспечить доступ учеников к технологиям. Университет же продолжает оставаться одним из самых известных в мире.

На самом деле есть много вещей, которые нужно изменить: от доступа к технологиям до сокращения социального неравенства, до включения эмоционального образования в учебные программы. Мы готовим детей к жизни в мире, где важно будет сокращать разрыв, уважать других, заботиться о планете, понимать эмоции. Я думаю, нам предстоит пройти долгий путь, чтобы научиться осознавать, что мы есть и что чувствуем.