Не наша школа: Образование в Польше глазами родителей

Воспитание как приоритет

Татьяна Гордиенко, редактор

Сегодня многие украинские родители слышат от учителей, что «школа дает знания, а вот воспитанием должна заниматься исключительно семья». В корне неверная позиция. Во-первых, потому что она противоречит Закону Украины «Про повну загальну середню освіту«, статья 15 которого называет воспитательный процесс неотъемлемой частью образовательного процесса в учебных заведениях. Во-вторых, какая бы замечательная ни была семья, но если в школе допускаются буллинг, ор и унижения (между учениками или между учениками и учителями), то результатом будет формирование травмированной личности. Наши соотечественницы в Кракове отмечают приоритетность воспитания в польских школах, которые посещают их дети.

Религия или этика

Татьяна Бондарец и ее девятилетняя дочь Маргарита больше года назад переехали в Краков. Маргарита ходит в 3-й класс. В Украине она училась в первом и немного во втором классе. После переезда ей пришлось снова поступить в первый. Татьяна считает, что организация школьных процессов школа в Польше продуманней, хотя знаний в украинской школе дается больше. В то же время, в Украине и требования к детям намного выше. А это не всегда и не всех мотивирует.

Воспитание по-польски

Отношение учителей к детям строится на глубоком уважении. Перед карантином у детей проходил ежегодный карнавал. Для моей дочери это бы первый выход «в свет», она нервничала и не захотела переодеваться в карнавальный костюм. Когда мы пришли и она увидела, что единственная без костюма, то расплакалась. Одна из ее учительниц обеспокоенно подбежала к нам, стала расспрашивать меня, почему Маргарита плачет, думая, что я как-то отругала ее. Узнав в чем дело, она обняла мою дочь, поцеловала, успокоила. Подом подошла классная руководительница Маргариты, осведомилась о том, что случилось, подарила дочери браслет, повела за руку в хоровод.

Наша учительница всегда может найти слова, которые дети услышат. Она говорит: «Прошу успокоиться» — и дети успокаиваются. Другие учителя тоже спокойно и доброжелательно работают с детьми — никто не кричит, как у нас в Украине: «Что ты себе позволяешь?!» Нет напряга. Дети спокойны и не боятся учителей. Пани директор знает всех учеников по именам, знает мам в лицо. Для меня важным показателем было поведение техничек. Я не шучу. У нас это какие-то бессловесные, или наоборот, угрюмые и хамовитые женщины. А здесь — они такие милые, готовы показать, рассказать, помочь всем, кто в растерянности ищет класс или учительскую.

Когда ребенок идет в польскую школу, он знает, что никто не будет его унижать, обижать, дергать. Учителя показывают своим примером, как выходить из конфликтных ситуаций, как нужно разговаривать, что говорить и делать. Учитель — авторитетная фигура, конечно, его пример важен. Воспитанию уделяется очень много внимания. У детей с первого касса есть такие курсы как «Религия» или «Этика» — на выбор. На этих уроках все эти морально-этические моменты объясняются, проговариваются на примерах, притчами, простым, доступным языком.

Буллинг и агрессия

В классе был и такой показательный случай: одна девочка ударила учительницу по руке. Учительница стала терпеливо объяснять, что как же так, такая хорошая воспитанная девочка — и вдруг такое поведение. Она не стала кричать, унижать, не побежала к директору. В конце дня учительница поговорила с родителями: есть проблема с агрессией, обратите внимание, если эта проблема — следствие расстройства, то дайте знать. Оказалось, что в семье у девочки недавно родился братик, и ей не хватало внимания. Она била и детей в классе. Учительница попросила родителей отвести девочку к психологу, потому что «нам важен здоровый коллектив», но при этом никто не делал из этого трагедии.

Школьный день

В начальной школе все просто: занятия с 8.00 до 12.30, потом обед, продленка до 17.00. Важно: в школу можно приходить с с 6.45! Дистанционка была на уровне задавания домашних заданий и отсылания их на емейл учителей. Нас, правда, предупредили, что со средней школы (4-й класс) требования сразу жесткие.

Кружки и секции есть прямо в школе, платные и бесплатные. Дети ставят спектакли 2-3 раза в год. На Рождество обязательно большой спектакль, у каждого есть роль. Представление проходит в костеле. Театральный кружок отдельно тоже есть, правда я не знаю, платный ли он.

Продленка стоит символических денег, идут они на покупку новых игрушек, игр в классы продленки. Можно и не платить, если нет возможности.

Раньше мы, родители, всегда могли напрямую общаться с учителями, но вирус внес свои коррективы: теперь мы шлем друг другу послания по электронному журналу, говорим по телефону. Персонал доступен, директор всегда в школе, а не где-то «в гороно».

Дресс-код и электронный журнал

Вот уже больше года как Марина Толбатова и ее сын Тимофей, 11 лет, живут в Кракове. В Украине мальчик проучился четыре года. В Польше ему пришлось пойти снова в четвертый класс, сейчас он успешно учится в пятом. Марина считает главным недостатком украинской школы переполненные классы.

Компактные классы

Мне сложно отследить какую-то большую разницу, нам в свое время очень повезло со школой в Украине — это была новая, благоустроенная школа, там был хороший персонал. Единственный большой минус украинской школы — непомерное количество детей в классе. Их много и они неизбежно мешают друг другу, устают, расфокусируются и от этого шумят еще больше. В польской школе, которую посещает мой сын — 15 детей в классе, каждый имеет возможность активно включиться в работу на уроке, ответить, получить оценку, получить внимание учителя. Это означает и индивидуальный подход, и более высокие результаты в учебе, и более гуманный поход в воспитании.

Дух взаимопомощи и взаимного уважения

В самом начале Тимофею было нелегко адаптироваться из-за недостаточного уровня польского. Но дети помогали ему: и поддерживали, и переводили. Тимофей почувствовал себя увереннее, а теперь очень счастлив находиться именно в этом классе, с этими ребятами. Я для себя отметила, что контакт между учениками и учителями совершенно ненасильственный. Учителя не оказывают никакого давления и прессинга, они умеют заинтересовать своим предметом так, чтобы дети с охотой выполняли задания, даже сами искали дополнительную информацию. Все педагоги нашей школы ставят в центр образовательного процесса детей. Я бы даже сказала, что все они любят детей и работают с огромной самоотдачей, учитывая характер и особенности каждого ребенка, а это очень важно.

Детей учат вежливости — у поляков это вообще приоритет, во всех сферах жизни. Терпимость, вежливость — это не только в отношениях учителей и учеников, это воспитывается в семьях. Я бы сказала, что это отличительная черта всей нации. Моему сыну нравятся все учителя. Правда, есть одна учительница, с которой мы пока не можем найти контакт. Не знаю, с чем это связано: насколько это у нее что-то личное, или насколько мой ребенок не оправдывает ее ожиданий — работаем над этим вопросом. Разумеется, речь не идет о давлении, или, не дай бог, оскорблениях.

Дресс-код

Формы нет, но определенный дресс-код — да. В нашей школе есть дресс-кодовые цвета: серый, голубой, синий и черный. Есть рубашки с логотипом школы, значок и галстук. Это одевается по разным особым случаям. Детям это нравится. В обычные дни достаточно ограничиться допустимыми цветами, а ходить можно в чем угодно. Некоторые наряды выглядят как пижама. На физкультуру нужны белая футболка и черные шорты.

Расписание и домашние задания

В четвертом классе адаптироваться было сложно: во вторник мы шли на 8.00, в среду — на 10.00, в четверг 0 и вовсе на 11.00. Это было очень неудобно, потому что подстроить под такое расписание кружки и секции было невозможно. В пятом классе намного лучше: дети ходят на первую смену, два раза в неделю занятия начинаются со второго урока, в остальные дни как обычно. таким образом вторая половина дня свободна для внешкольных занятий.

В этом году домашних заданий немного, я бы даже сказала, что маловато. В Украине значительно больше задают, думаю, именно потому, что в маленьких польских классах дети успевают сделать больше.

Экскурсии и другие мероприятия организоваваются на уровне класса — между учителем и родителями. Факультативными, дополнительными занятиями школа тоже помогает. Например, можно воспользоваться занятиями по польскому языку, математике — в свое время Тимофею это очень помогло. Продленка и кружки — платно, но это очень скромная сумма, поэтому позволить себе эти активности могут даже небогатые семьи.

Электронный журнал

Как мы общаемся с учителями? Есть очень удобный портал Librus, это программа школ. Там у каждой школы свой раздел, туда заходят с индивидуальными кодами ученики и родители. Это что-то вроде электронного дневника, где все записано по каждому ученику: оценки по темам, замечания, отсутствие домашнего задания, как написаны контрольные. Через эту систему учителя и родители могут писать друг другу письма.

Я наблюдаю за ребатами в 15-16 лет — это дети, которые способны найти подработку и ответственно относиться к своим рабочим обязанностям. Поэтому думаю, что — да, польская школа дает навыки, необходимые для реальной жизни. И им предоставляется такая возможность со стороны общества и родителей.

 

 

Мы в Facebook