Не наша школа: Образование в Аргентине глазами родителей

Социальное неравенство и недофинансирование государственных школ

06.11.2020

О современной Аргентине нам известно не так много: там была диктатура, потом беспрецедентный экономический кризис и дефолт 2001 года, а потом оттуда появился Папа Римский Франциск. По данным МВФ за 2019 год Аргентина занимает 60-е место по уровню ВВП на душу населения с учетом покупательной способности, а Украина, для сравнения, только на 93-м. Как насчет школы в Аргентине? По результатам Международного оценивания учебных достижений учеников PISA (математика, наука, чтение) в 2018-м году аргентинские школьники показали 68-й результат, а украинские — на 40-м месте. Об аргентинской школе рассказывает психолог и журналистка из Буэнос-Айреса, Марсела Росалес. Ее сын Санте сейчас учится в Национальном технологическом университете, он изучает промышленную инженерию.

Сложно сказать, есть ли прямая связь между уровнем образования и уровнем экономического развития страны — во многом успехи в образовании зависят от того, сколько развивающаяся экономика считает нужным вкладывать в школу. Ясно одно: обе наши страны проходят непростой период и, возможно, аргентинский опыт поможет нам увидеть собственные огрехи.

Как устроена школа в Аргентине

Мой сын ходил в государственный детский сад, а школу я ему подобрала частную. Решение отдать ребенка в частную школу пришло потому, что в государственных школах в то время проходили частые забастовки учителей и профсоюзов. Таким образом, педагоги часто не выходили на работу, уровень требований к детям снизился, соответственно, и уровень образования тоже. В частных же школах таких проблем не было, и я решила, что мой сын должен получить качественное образование.

Приоритетами школьной системы, по крайней мере, в учреждении, где учился мой сын, было формирование высоких моральных качеств, профессиональных навыков и подготовка к профессиональной деятельности.
Я должна сказать, что во многих школах, в том числе в той, где учился Санте, также есть такой предмет как религия. На этих уроках, да и на других тоже, детям стараются привить ценности семьи, воспитать в них готовность помочь другим, совместно работать и быть принятыми обществом. Санте и его друзья были задействованы в проектах помощи неблагополучным коммьюнити, например.

Основные проблемы школьной системы Аргентины

Проблема нашего образования заключается в социальном неравенстве, поскольку у тех, кто имеет доступ к частному образованию, больше дней занятий и тренировок. Государственные школы постоянно сталкиваются с переполненностью классов и ограниченностью ресурсов. Очень сложно получить хорошее образование, если ты из скромной семьи с ограниченным доступом к экономическим средствам и/или технологиям.

Этот разрыв еще больше усугубляется пандемией и социальным дистанцированием: у многих школьников нет доступа к технологиям. У них нет девайсов или Интернета, поэтому они не посещают онлайн-уроки и каждые 15 дней просто сдают самостоятельно выполенное домашнее задание без возможности консультации или постоянного контакта с учителями.

Проблема дисциплины — деликатный вопрос, так как часто учителям не удается поддерживать свой авторитет в классах. Бывают недопустимые случаи, когда ученики и даже родители учеников проявляют неуважение к учителям. Вопрос дисциплины часто зависит от благополучия региона страны  или отдельного района города.

Общение родителей и учителей

Взаимодействие учителей и родителей всегда происходило на собраниях. Во времена же пандемии тем, у кого есть доступ к технологиям, у кого есть сотовые телефоны, планшеты, ноутбуки, это проще, но не всем это удобно. Учителя заново изобретают свою профессию в этой пандемии, поскольку у них есть самые разные ученики и с разными возможностями. Иногда им приходится распечатывать задания в школе и передавать ученикам, у которых нет технической возможности учиться онлайн. До пандемии в государственной школе было сложно классам с меньшими ресурсами, а теперь разница в социальных слоях еще более заметна.

Форма, домашние задания, обеды и секции

В частных учебных заведениях униформа есть. В частных нет ничего бесплатного — ни обедов, ни кружков. В государственных школах, поскольку там учатся ученики из семей с низким доходом, обычно есть школьная столовая, субсидируемая государством или некоммерческими организациями. Сегодня более чем когда-либо важны эти школьные столовые, которые доставляют еду ученикам из семей с ограниченными ресурсами и в ситуациях риска.

Частные школы действительно предлагают дополнительные мероприятия: музыку, спорт, искусство, театр, но все их нужно оплачивать дополнительно. Те из государственных школ, которым удалось включить такие курсы в программу, предлагают их бесплатно.

Что хотелось бы изменить в аргентинской школе

Я в свое время прошла весь цикл образования от садика до университета в государственных учебных заведениях. Я окончила государственный Университет Буэнос-Айреса по специальности психолог. Однако государственное образование, говоря именно о школе, сильно ухудшилось с тех пор, как я училась. Учебные планы и содержание учебных программ должны быть более актуальными. Необходимо также обеспечить доступ учеников к технологиям. Университет же продолжает оставаться одним из самых известных в мире.

На самом деле есть много вещей, которые нужно изменить: от доступа к технологиям до сокращения социального неравенства, до включения эмоционального образования в учебные программы. Мы готовим детей к жизни в мире, где важно будет сокращать разрыв, уважать других, заботиться о планете, понимать эмоции. Я думаю, нам предстоит пройти долгий путь, чтобы научиться осознавать, что мы есть и что чувствуем.