Неизвестные стороны кризиса трехлетнего возраста. Часть 3

Как ребенок определяет личные границы человека

В предыдущих двух постах я писала о первых трех задачах, которые решаются кризисом трехлетнего возраста: Задача 1 — отсоединиться от взрослого физически, Задача 2 – отсоединиться от взрослого эмоционально и Задача 3 – отсоединиться от взрослого ментально. Сегодня поговорим о последней задаче – узнать, где заканчиваются свои границы и начинаются границы другого человека.

Задача 4

Мы живем среди людей, они все такие разные, как же выбрать правильную стратегию поведения с тем или иным человеком? В трехлеток «встроен» специальный механизм, который толкает их на то, чтобы провоцировать конфликт. Другими словами, трехлетке все равно, кого «достать» – того, кто вдвое старше и выше  на целую голову или того, кто младше на целый год. У них нет ни страха, ни чувства вины по этому поводу – эти чувства мешали бы выполнить одну из главных задач этого возраста – разобраться с таким тонким понятием, как «личные границы человека». Если понаблюдать за детьми, играющими на детской площадке, то легко можно увидеть, что именно трехлетки забирают игрушки и затевают драки с детьми и старшего, и младшего возраста. Где-то получают отпор, а где-то все проходит совершенно безнаказанно. Это возмущает родителей и нянь и все стремятся «решить» этот конфликт, а зря…

Трехлетке нужно понять, к какому человеку как подойти, вот он и провоцирует конфликт и в ответ либо получает отпор – и тогда, основываясь на этом опыте  по  отношению к этому ребенку, выбирает в следующий раз другую стратегию. Либо его провокация останется безнаказанной и он поймет, что есть люди слабее его. В том, чтобы чувствовать свою силу, нет ничего плохого – ведь чтобы стать руководителем или владельцем бизнеса, нужно иметь внутреннюю силу, которой подчинятся другие люди, иначе они просто не разрешат собой управлять. Вот так день ото дня, общаясь с разными по возрасту детьми, трехлетка учится позиционировать себя в обществе, ранжироваться с другими людьми. Если взрослые постоянно вмешиваются в конфликты трехлеток, они противодействуют успешной социализации ребенка.

ВАЖНО – все мы в разных жизненных ситуациях либо подчиняемся кому-то, либо руководим кем-то (женщина прислушивается к мужу в семье, а на работе может быть руководителем; топ -менеджер руководит подчиненными, но подчиняется генеральному директору… ). Один и тот же человек может и подчиняться, и руководить. Чтобы быть счастливым и реализованным в жизни, нужно обладать гибкостью, которая позволяет буквально чувствовать, какую линию поведения нужно выбрать с тем или иным человеком – этому сложному механизму человек обучается именно в трехлетнем возрасте — провоцируя конфликты и решая их.

Мы в Facebook