Вверх по лестнице крутой: Пять элементов карьерного роста

26 апреля, 2017

За каждой историей построения карьеры стоят десятки неудач и достижений, сотни рекомендаций от менторов и коллег, колонны прочитанных книг по саморазвитию. Нина Левчук, руководитель Google Marketing Solutions, в странах Центральной и Восточной Европы, считает, что взбираясь по карьерной лестнице, нужно помнить о пяти главных элементах. О них, а также о своих уроках на этом пути она рассказала на конференции Telling our stories, организованной ‎Women Techmakers Ukraine‎.

Меня часто спрашивают, что такого в тебе особенного, что ты смогла за 9 месяцев возглавить целый регион, построить команду из 14-ти человек и развивать ее (свою команду я считаю super stars, и все сотрудники — хорошие примеры развития карьеры). И в больших корпорациях, и в стартапах руководителями становятся не все, а единицы. Почему так происходит? На этот вопрос я отвечаю так — у меня есть пять элементов, которыми я поделюсь с вами сегодня.

1. Построение собственного бренда

Построение собственного бренда делится на три пункта:

Первый — self-aware. Это тот этап, когда вы определяете свои сильные стороны. Конечно, у вас много сильных сторон, но знать вас должны по одной ключевой особенности. У вас должно быть четкое позиционирование, в чем вы конкретно преуспели. Я знаю, что мои сильные качества — это personal develоpment и strategic thinking. Значит ли это, что я в чем-то другом не разбираюсь? Нет, не значит. Просто невозможно говорить о себе сразу все, иначе получится расфокусировка. Когда вы начинаете свой карьерный путь, очень важно доносить людям то, в чем вы хороши. Нужно это подтверждать и своими делами, проектами, но первый шаг — начать говорить. Итак, вы определили сильные стороны, вы начали об этом говорить, вы коммуницируете это очень четко своей команде, вас начинают привлекать в разные проекты.

И здесь начинается второй этап — сторителлинг. Тут важно не просто говорить о том, что вы умеете, а и как вы это сделаете. Ошибка начинающих в том, что они хватаются за все сразу. И выходит так, что их действия не соответствуют их собственному сторителлингу. В результате руководителю сложно понять, в чем сотрудник хорош и на какие проекты его стоит привлекать. Поэтому важно, когда вы начинаете работать с людьми и говорить им, в чем конкретно вы разбираетесь, доносить, где конкретно вы свои знания можете применить.

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Третий этап — экшн. Этот этап необходим в том случае, если вы новый сотрудник в компании. Вот вы определили свои сильные стороны, начали об этом говорить, но велика вероятность, что вам скажут: «Спасибо, но нет». Возможно, вам откажут и во второй раз, и в третий. И на этом этапе многие люди ломаются, потому что берут тех, кто уже имеет в компании свой бренд и в которых уверены, что они доведут дело до результата. Я всегда говорю: вам четыре раза откажут, но на пятый скажут — «да».

2. Фидбек

И вот вас уже взяли в проект, вы заслужили признание, пусть не у всей компании, а двух-трех людей, но тем не менее… И тут возникает вопрос: что дальше делать? На этом этапе важно попросить обратный отзыв, чтобы понимать, что вы сделали правильно, а где ошиблись. Вы также можете составить отзыв о тех людях, с которыми вы работали — для них это тоже будет полезно. Они поймут, что вы глубоко вникали в проект, а также смогут направить вас в более эффективное русло.

Когда я стала менеджером, я готова была сворачивать горы. Но потом оказалось, что менеджеры моего уровня совсем ничего не знают обо мне. Я была где-то далеко — вся в своих проектах, но не в их команде. Я поняла, что признания у меня не было. Тогда я обратилась ко всем за отзывом и спросила, чем я могу быть полезна, как мы можем работать вместе, несмотря на то, что каждый из нас отвечает за свой регион. Когда я получила отзывы от них, я смогла улучшить свой проект, над которым я в то время работала, исправить недочеты и получить много полезной для меня информации. Так что, если вы уже обращаетесь за отзывом, не спрашивайте: «А что у меня не получилось? Что я делаю хорошо, а что плохо?». Нет «плохо», есть что-то, что вы хотите сделать лучше. Поэтому, если вы хотите получить конструктивный отзыв, задавайте правильные и уточняющие вопросы.

3. Определение карьерного плана

Даже если вы не знаете, кем хотите быть через пять лет, но представляете, в каком качестве вы себя видите, нужно сделать следующее: взять лист бумаги, разделить его чертой на две части. Слева выписать те качества и навыки, которые у вас есть сейчас, а справа описать, каким вы видите себя через пять лет. Затем определите, каким образом сейчас в своей работе вы можете развить эти навыки. Вы удивитесь, но очень многие об этом не задумываются. Они надеются, что появится какой-то новый проект и каким-то образом эти ожидаемые качества проявятся. На деле же стоит побрейнстормить, чтобы понять, как именно вы сможете развить качества и навыки, например, приняв участие в том или ином проекте сегодня. Хорошо, если вас направит менеджер или коуч. Однако справиться с этой задачей можно и самостоятельно, определив те сферы и зоны, которые сейчас вам доступны в вашей должности для развития навыков. Если же на данный момент вы понимаете, что можете развить лишь один-два навыка (а как быть со всеми остальными?), тогда создайте окружение для развития этих навыков, стремитесь к этому окружению, становитесь его частью, принимая участие в мероприятиях, нетворкингах и т.д.

Конечно, сфера деятельности, в которой вы работаете, может быть очень динамичной, и вам трудно спрогнозировать, как будет развиваться ваша компания и что с ней будет через пять лет. В таком случае определите те скилы, которые останутся неизменными, например, принципы управления командой, принципы проджект-менеджмента, и старайтесь придерживаться этого намеченного курса. Тогда вы сможете стать универсальным специалистом, имея основу. Допустим, вы сможете повести за собой команду, сделать ее работу эффективной, а каким-то определенным навыкам вы всегда сможете научиться по ходу дела.

4. Развитие внутри команды [traqli_related]

Очень важно не забывать о людях в вашей команде. Иногда наверх вас поднимет не ваш руководитель, а именно ваши единомышленники, которые работают с вами в команде. Когда вы ищите себе ментора, не обязательно думать о том, что вам нужен директор какой-то компании, — оглянитесь вокруг. Возле вас наверняка есть люди, которые какие-то задачи делают лучше, чем вы. Они знают вашу рутину, «варятся» с вами вместе, поэтому дадут совет более качественный, чем человек посторонний. Этот пункт я считаю самым главным. Во-первых, он дает больше уверенности вам, во-вторых, он дает вам понимание того, куда дальше идти и как развиваться, а в-третьих, делает вашу команду еще более эффективной.

5. Изменение сферы деятельности

Бизнес не зря называют «эко-системой», которая состоит из разных частей — маркетинг, инжиниринг, продажи. Если вы хотите достичь чего-то большего, вы должны понимать, как работает каждая из этих частей. А для этого нужно менять сферу. По крайней мере, важно показывать, что вы готовы учиться чему-то новому, другому.

— Читайте также: Поворот туда: Почему резкая смена рода деятельности — это нормально