О переводе из школы в школу

Причина в ребенке или может в вас?

Финальный материал из цикла «Школа или школа-сад». Ранее мы уже рассмотрели мотивации будущих первоклашек к учебе и правила адаптации в новых обстоятельствах. Сегодня — комментарий Светланы Ройз, семейного и детского психолога о переводе детей из школы в школу. 

Если по каким-то причинам вы принимаете решение сменить школу, нужно сказать ребенку, что это происходит не потому что в нем что-то не так. Очень важно, чтобы у ребенка не возникло чувства вины или стыда.

Кроме того, в процессе принятия окончательного решения нельзя смотреть на всех детей в целом, нужно опираться только на индивидуальные особенности. Один ребенок такую ситуацию воспримет как игру, а второй — как опыт неудачи, провала.

Если мы видим, что физическому состоянию ребенка, его интеллектуальному и эмоциональному миру ничего не угрожает, то можно прикладывать усилия и адаптировать его к той школе, которая уже выбрана. Сейчас существуют специальные адаптационные курсы, они так и называются «Курсы адаптации к школе». Есть упражнения нейрокоррекции, которые помогают в вызревании мозга. Есть хороший кинесиологический курс – сборник упражнений на межполушарную асимметрию, поищите его в Интернете или пойдите на курсы. Есть чудесная система эйдетика. Как мы видим, методов сейчас достаточно много.

Конечно, желательно по ходу учебы решение уже не менять. Но мы в любом случае смотрим внимательно на ребенка. И если родитель чувствует бессилие, то лучше обращаться к специалисту.  Важно помнить: сейчас много гиперчувствительных деток, которым сложно находиться в толпе. А для них класс из 15-20 человек – это уже толпа. Многие дети воспринимают большое количество людей как интоксикацию. Ребенок может не справляться с задачей не потому что есть какая-то интеллектуальная проблема, ребенок здоров, но нужно больше заботиться о гармоничном отдыхе.

То, что касается некорректных высказываний преподавателей, их порой нетерпимости и не самых лестных характеристиках о ребенке, то главное помнить: родитель должен быть всегда на стороне ребенка. Во внешнем мире мы всегда ребенка защищаем. Но в то же время учителя в присутствии ребенка не ругаем! Потому что так мы его обесцениваем, и он уже не сможет быть авторитетом, а ребенок учится только у авторитетной фигуры.

Ребенку нужно говорить о том, что взрослые часто ошибаются. И учитель тоже ошибается. Учитель иногда кричит не потому что он сердится, а потому что ему важно, чтобы его услышали все 30 учеников. Можно сказать: «Смотри, сейчас он учитель, а дома он родитель, и там у него может болеть ребенок, он может с кем-то поссориться, и он ошибается, что он приносит это в школу, это ошибка, но давай ты в нем будешь видеть тоже человека». Но конечно, если учитель ведет себя неадекватно, наша задача — защитить ребенка всеми возможными способами. И тут либо вместе с другими родителями класса мы меняем учителя, сейчас это возможно методом написания коллективной жалобы от родителей, либо то, с чего начали – переводим ребенка в другую школу. Но в другой школе ребенок также столкнется с вопросами адаптации.