Профориентиры: Чем занимается медиапсихолог

Личный опыт Ирины Шабаевой

Для создания и обеспечения системы защиты несовершеннолетних зрителей и участников программ, StarLightMedia заручился поддержкой профессионального эксперта и создал первую на медиарынке Украины должность главного психолога по защите несовершеннолетних. Им стала Ирина Шабаева, психолог когнитивно-поведенческой терапии, семейной терапии и медиапсихолог. О своей профессии Ирина рассказала в интервью WoMo.

Сегодня Ирина занимается защитой детей-участников телевизионных проектов, консультирует проекты SLM на предмет воздействия контента на психику зрителя, а также является членом отраслевых рабочих групп при Национальном Совете по телерадиовещанию, занимающихся выработкой общих правил саморегулирования вещателей в вопросах защиты несовершеннолетних зрителей.

Расскажите, как вы пришли в профессию.

В профессию пришла не сразу, но стремительно. Сейчас понимаю, что определилась с ней еще в классе 7-ом, но тогда профессия психолог еще была не так понятна общественности, поэтому я ее даже не рассматривала в качестве основной специальности при поступлении в вуз. Поэтому первое образование у меня — техническое, но связанное со сферой медицины. Когда выросла до начальника производства, поняла, что с людьми работать нравится больше, чем с технической частью. Я четко видела: когда человеку хорошо, он и работает на все 100%. Поэтому сконцентрировала внимание на личности, а не на технологии. Мне приносили удовольствие разговоры, погружения в личную историю и развязывания вместе с человеком гордиевых узлов. Это радовало больше, чем показатели месяца, поэтому я ушла в сферу подбора кадров, открыла собственное агентство. Когда начали возвращаться клиенты с просьбой поговорить о личном, а не найти работу, поняла, что знаков и подсказок судьбы достаточно, пошла получать образование и осваивать новую профессию.

Для чего на медиарынке нужна такая должность, как главный психолог по вопросам работы с несовершеннолетними? В чем заключаются его обязанности?

То, что медиа влияет на человека – известный факт. Но как сделать так, чтобы программы были разнообразными по жанру, чтобы каждый зритель находил свой сюжет, но при этом контент сохранял свою экологичность? В Европе, например, обращаются к формам само- и сорегулирования. Это такие модели регуляции, когда правила для контента вырабатывают СМИ самостоятельно или в сотрудничестве с государственными органами. StarLightMedia в рамках своей ответственности перед зрителями приняла решение использовать именно такой подход. Так, в медиагруппе появилась первая на украинском ТВ рынке должность главного психолога по вопросам работы с несовершеннолетними – один из инструментов саморегулирования.

Также для того, чтобы помочь родителям определить, подойдет ли программа для просмотра их ребенком, мне была поручена разработка система маркировки программ. К слову, международные эксперты признают маркировку контента одним из самых эффективных способов заботы медиа о своих юных зрителях. Каждый выпуск программ на наших телеканалах, после череды внутренних экспертиз, получает определенный возрастной значок.

Один из этапов – просмотр психологом. В системе есть множество критериев, которые позволяют определить, какое воздействие контент окажет на зрителя и для аудитории какого возраста он подойдет. Так, в углу экрана появляются отметки, визуально знакомые нашим зрителям по кино и сериалам, где такая маркировка (12+, 16+, 18+) обязательна согласно закону.

Еще один важный аспект в работе главного психолога – забота о детях, которые участвуют в производстве телепрограмм. Съемочный процесс – очень интересен и может стать отличной возможностью для ребенка, но это сильный по воздействию опыт, в котором важна поддержка профильных специалистов. Мы разработали систему сопровождения участников в съемочном процессе, состоящую из нескольких этапов: подготовительный, на котором мы помогаем подготовиться ребенку и родителям и готовимся сами; производство – правильная организация места, графика съемок, питания и т.д.; постпроизводственный этап – здесь мы помогаем мягко выйти из съемочного процесса и вернуться к привычной, реальной жизни.

Чтобы обеспечить достаточный уровень заботы о нашей детской аудитории, мы так же работаем совместно с государственным регулятором (Национальным советом по телевидению и радиовещанию – прим. ред.) и другими вещателями. Вместе мы разрабатываем единые правила, которые определяют, как в дальнейшем освещаются конкретных рисковых тем. Например, уже существует несколько актов, которые регулируют темы суицида, сексуального насилия, участия детей в военных действиях.

Продолжите фразу «моя работа состоит из…»

Из того, что я имею возможность посмотреть все выпуски раньше зрителей и знать, чем все истории заканчиваются. Чем не бонус? Обожаю совместное обсуждение с нашими творцами сюжетов и юристами, испытаний для участников — чувствую свою причастность к процессу создания историй.

Как выглядит ваш типичный рабочий день?

Рабочий день проходит всегда на низком старте. Телевидение вещает и развивается безостановочно. Новый день — новые идеи, сюжеты, форматы, а значит, и новые вызовы для меня. Работа с контентом, с творческими группами, экспертиза конкретных случаев, разработка новых экспертных инструментов, работа с историями и участниками съемок, разработка обучающих программ, тренингов…

По-вашему, какие навыки и личностные качества необходимы человеку, который хочет стать психологом?

Нужно иметь немного от Шерлока Холмса, чуточку от Доктора Хауса и пару капель от экстрасенса. А если серьезно, то нужно иметь желание помогать, но быть готовым к тому, что тебе не всегда будут говорить «спасибо», а порой даже будут ненавидеть. Быть готовым к тому, что результаты твоей работы могут проявиться через годы. Любовь к человеку, принятие всех его проявлений, эмпатия, дружелюбие, уверенность в себе и своих силах, навык разделять время для работы и личной жизни, честность, беспрестанное обучение, любовь к себе, и чувство юмора, ведь без него никак.

Где стоит получать образование?

Обязательно сначала нужно получить высшее образование. Узнаете о разных школах, сможете определиться, какая вам по душе. Я, например, поняла, что для меня важен эмпиризм, доказательность эффективности школы. Поэтому я выбрала когнитивно-поведенческую терапию. Параллельно рекомендую пойти на курс личной терапии. Многие идут в профессию, чтоб помочь себе, а не другим. Сэкономите деньги и время. Семинары, тренинги, лекции, чтение – must have навсегда, это можно начать уже сегодня.

Как психолог, работающий в медиа, вы постоянно сталкиваетесь с потоком самых разных эмоций. Что помогает вам сохранить себя и не выгореть?

Обожание того, чем я занимаюсь. Это касается и моей работы в социальной службе с детскими домами семейного типа. Поток эмоций там не менее разнообразный, чем в медиа. Это, как замкнутый цикл, это же и заряжает, на это же и идет энергия. Психолог это о заботе о людях, а значит, и о себе самой, о своей семье и близких. Если перечислить, то это: отдых, спорт, чтение, вкусняшки, семья, друзья, просмотр кино не по работе, а просто так.

Мне лично для счастья нужно еще и предмет любопытства/страсти, либо в работе, либо в другой сфере: тогда запасы жизненной энергии не просто восполняются, а еще и добавляется «топлива».

8. Ваш топ книг, которые могут понять лучше профессию психолога.

  • Генри Марш, «Истории про жизнь, смерть и нейрохирургию»
  • Ханна Арендт, «Банальность зла»
  • Ирвин Ялом — все его книги,
  • Виктор Франкл — все книги, но начать со «Сказать жизни Да»
  • Владимир Леви — очень много хороших, легких для восприятия книг
  • Джеффри Евгенидис, «Средний пол»
  • Для тех, кому интересна детская семейная психология, — Ю.Б. Гиппенрейтер и Людмила Петрановская — на ваш выбор, по тематике
  • Конкордия Антарова, «Две жизни» (в 4-х томах) – для вашей сердцевины, которая будет фундаментом в вашей работе.
— Читайте также: Gap year: Як обрати майбутню професію