«Прошлой ночью в Сохо»: рецензия на фильм

Обзор фильма Прошлой ночью в Сохо / Last Night in Soho Эдгара Райта с Аней Тейлор-Джой в главной роли

Лондон прошлых лет снова будоражит умы киноделов, замечает обозреватель WoMo, кинокритик Надя Куприненко. На этот раз за воссоздание винтажной лондонской атмосферы 60-х взялся режиссёр Эдгар Райт, в послужном списке которого «Армагеддец» и «На драйве».

Эпиграф к фильму гласит: «Памяти Дианы».

Кадр из фильма «Прошлой ночью в Сохо»

Сюжет

Юная Элоиза Тернер (Томасин Мак-Кензи) проявляет талант к дизайну одежды. Рано оставшись без родителей, она живёт вдвоём с бабушкой, и мы застаём их в тот момент, когда Элоизе доставляют конверт с приглашением на обучение в Лондонскую школу моды. Девушка собирает чемодан, бросая туда, по совету бабушки, ворох носков, потому что «в Лондоне уже прохладно», любимую фотографию, к которой психологически привязана, и призрак матери, являющийся ей в зеркалах, что заставляет волноваться бабушку.

Зеркал в фильме больше, чем пресловутого лондонского дождя. Именно благодаря им мы наблюдаем все метаморфозы, происходящие с Элоизой и с её то ли альтер-эго, то ли плодом измученной наследственностью фантазии, то ли объектом её шестого чувства — молодой лондонской певицей Сэнди (в исполнении девушки с невероятными глазами, поднявшей на уши весь мир «Ходом Королевы», Ани Тейлор-Джой, которой (забегая вперёд, скажу) везёт на галлюциногенные истории).

Лондон встречает Элоизу, к её разочарованию, не очень приветливо: сначала в лице таксиста, который отвешивает ей сексистские комплименты и делает неприличные намёки, потом соседки по комнате в общежитии, которая с порога решила показать, кто здесь заказывает музыку. И среди одногруппников Элоиза чувствовала себя белой вороной — скромная провинциалка, явившаяся в модную школу в одежде, которую сшила сама, вместо того, чтобы натянуть на себя вещи самых дорогих брендов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Рецензия на фильм «Человек, который продал свою кожу» 

Она слушает музыку прошлых лет, предпочитает одежду 60-х и, не выдержав тусовочной жизни общежития, снимает комнату — такую же старомодную, как её внутренний мир. Что говорить — на прикроватной тумбочке красуется зелёный дисковый телефон. А у окна — проигрыватель виниловых пластинок. Рай для олда.

«Все девушки соглашаются, а ты у нас что, особенная?!»

Засыпая под музыку 60-х, Элоиза переносится в зазеркалье. Оказавшись на улице, она видит лондонский кинотеатр с афишей «Шаровой молнии» с Шоном Коннери — 4-го фильма «бондианы», и это сразу подсказывает нам, что события происходят в 1965 году. Всюду неоновые огни, пабы, в которых пьют пиво, танцуют свинг и слушают ресторанных певиц.

Кадр из фильма «Прошлой ночью в Сохо»

Одну из таких певиц, Сэнди, и видит вместо себя в отражениях Элоиза. Сэнди мечтает о славе и на этом пути ей встречаются не очень хорошие люди. Это мир мужчин, которые хотят видеть в женщине только то, что им самим интересно. И получать от них то, что им самим нужно. И им нет никакого дела до её личных предпочтений.

Её не сделали певицей — а всего лишь одной из участниц второго плана в кордебалете. Сэнди разделила участь многих девушек, вынужденных по чужой воле (менеджера, импрессарио, хозяина бара) находиться в тени.

В один момент перед нами оказываются две разочарованные в Лондоне девушки — одна в прошлом, вторая в настоящем. Обе мечтали о славе и об успехе, обе имели для этого талант и упорство, обе получили оплеуху и обе оказались достаточно сильными, чтобы попытаться противостоять этому.

А потом, вторя внутренней (а в случае с Элоизой — и внешней) трансформации двух героинь, фильм из милой мелодрамы превращается в жёсткий триллер — и что это, если не погоня за трендовой разножанровостью? На некоторых ресурсах «Прошлой ночью в Сохо» предусмотрительно маркируют как фильм ужасов, но это всё же преувеличение.

«Женщина носит платье! А не наоборот»

Сны Элоизы разбиваются, как зеркала, осколками проникая в реальность. Днём она вдруг замечает засос у себя на шее, который получила во время своей сомнамбулической вылазки, и это заставляет её поверить в реальность происходящего. Она тут же красит волосы в светлый и покупает одежду, как у своего ночного двойника из прошлого. А ещё она делает эскиз винтажного платья, как у Сэнди, и это сразу выделяет её в глазах преподавательницы.

«Женщина носит платье! А не наоборот», — восклицает Элоиза, приводя в восторг преподавательницу и громко, таким образом, заявляя главный посыл фильма: женщину не делают внешние атрибуты, женщина — это личность, объективизация которой ужасна и постыдна. Странно, но авторы упорно пытаются продемонстрировать, что эта аксиома всё ещё требует доказательств, хотя на улице уже далеко не 1960-е.

Кадр из фильма «Прошлой ночью в Сохо»

Аня Тейлор-Джой обладает завораживающей привлекательностью, наблюдать которую приятно в любых её проявлениях: в танцах с откровенной сексуальностью и в скромных движениях на танцполе, даже в том, как она просто поднимается по лестнице, есть что-то восхитительное.

В конце фильма снова винтажный, как для нашего цифрового времени, конверт, решающий судьбу, снова пожилая женщина и юная девушка. Вот только вместо надежд и планов, как в начале, — озарение и ужас осознания.

Скатившись к финалу в кровавый триллер, фильм не теряет своей эстетической привлекательности, но я бы поставила знаки вопроса после слов «этика» и «мораль».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 50 лучших мультфильмов по версии журнала Empire