Женские клубы: Куда на самом деле ведет путь к совершенству

06 февраля, 2017

Множество женских клубов, которые предлагают тренинги, ритриты и курсы по обольщению и достижению совершенства, продвигают две идеи: главная задача женщины — искать своего идеального мужчину, а чтобы добиться этой цели, ей нужно открыть в себе некие волшебные «женские» свойства, которых ей априори не хватает. WoMo выясняет, как эти мероприятия играют на гендерных стереотипах и чего при этом добиваются на самом деле. 

Загнать в гетто

Если говорить о карьере, то активно продвигается концепция, что женщины в бизнесе должны иметь некий уникальный подход ко всем аспектам работы — в коммуникациях с сотрудниками, в переговорах с клиентами и партнерами, особые женские «фишки», благодаря которым женщина-переговорщик добьется успеха. Предлагаются лекции и тренинги, во время которых коучи предположительно раскрывают эти секреты.

Женщины в США, которые имеют гораздо больший опыт борьбы за равенство, чем украинки, считают, что и им, и всему мировому сообществу нужно бороться не за женские квоты и «секреты», а за «гендерную слепоту», стать genderblind. В том числе и в корпоративной сфере, где важен прежде всего профессионализм, а не пол сотрудника. Успешные представители сферы продаж, которые интереса ради посетили подобные лекции о «женской манере продавать», утверждают то же самое.

— Читайте также: Sale, woman, sale: Как играют на стереотипах в продажах в бизнесе

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Отказать в полноценности

Популярное мнение о том, что химически мозг женщины отличается от мужского трансформировалось в концепцию особого женского интеллекта — конечно же, эмоционального. Для его развития предлагается множество тренингов, организаторы которых занимаются подменой понятий и банальным обманом. Вместо того, чтобы заниматься эмоциональным самосознанием, самоконтролем и развитием эмпатии (что на самом деле подразумевает эмоциональный интеллект), участницам мероприятий предлагают вот что: «В чем отличительная черта женщин, которые с легкостью шагают сквозь все преграды и находят тропинки к самым неприступным мужским сердцам? Приходите на практикум, и узнайте главный секрет счастливой и магнетической женщины!» То есть набор трюков и техник, с помощью которых можно «околдовать» мужчину мечты и «держать его при себе».

То, что такие тренинги не имеют ничего общего с интеллектом, видно уже по их афишам — обратите внимание, у женщины вообще не видна голова. И формулируя главную цель ее жизни как поиск кого-то, а не внутренние идеи и стремления, организаторы подобных тренингов отказывают своим участницам и в способности самостоятельно мыслить, и быть самодостаточными личностями вообще.

Нивелировать опыт

Отдельная большая группа тренингов посвящена тому, чтобы открыть в женщине не просто особые, но «магические» качества, которые волшебным образом разрешат ее проблемы в личной жизни. Эти качества называют по-разному: чакры, «третий глаз», «богиня», «энергия предков» — но все они преподносятся как нечто космическое, трансцендентное и непознаваемое разумом, кроме как с помощью эзотерических практик. «Знания, которым обучали фавориток султанов, императоров, королей и Великих мужчин мира, которые теряя голову от красоты, внутренней силы, умения очаровывать и влиять, а также управлять своих телом женщин, складывали весь мир к их ногам«, — вот что обещают потенциальным участницам организаторы подобных мероприятий.

Таким образом нивелируется эмоциональный и чувственный опыт женщин, их способность разумно строить отношения и воспринимать партнера как равного себе, как человека, а не существо, подчиненное магическим чарам женщины, теряющее голову и встающее на колени.

Социальную и психологическую подоплеку женских курсов комментирует Тамара Марценюк,  к. соц. н., доцентка кафедры социологии Киево-Могилянськой академии

Подібні курси – це зловживання чи маніпулювання гендерними стереотипами, тобто уявленнями про соціальні ролі для чоловіків і жінок, базовані передусім на біологічних ознаках. Так звані традиційно жіночі ознаки називають фемінністю (чи жіночністю), а чоловічі — маскулінністю (чоловічністю). Маскулінність пов’язують із силою, владою, мужністю, витривалістю, агресією, неемоційністю, орієнтованістю на успіх. Натомість фемінність — це, навпаки, емоційність, чуйність, слабкість, жертовність, залежність тощо. Відомий американський соціолог, автор праці «Гендероване суспільство» Майкл Кіммел метафорично назвав таке протилежне розуміння розбіжностей між чоловіками і жінками «міжпланетарною теорією гендерних відмінностей», посилаючись на популярний бестселер Джона Грея «Чоловіки — з Марсу, а жінки — з Венери».

Такі курси про жіночність зазвичай використовують радикальні відмінності між чоловіками і жінками. Але постає питання – для чого це робити, якщо подібностей набагато більше? Ми забуваємо, що жінки (як і чоловіки) можуть більше відрізнятися між собою (наприклад, за такими ознаками, як економічний дохід, клас, вік, етнічна приналежність, стан здоров’я тощо). Причому ці курси маніпулюють не лише жіночністю, а й чоловічністю, адже передбачають, що усі чоловіки – однакові. Курси подають спрощене розуміння реальності, яка зовсім інша – жінки дуже різні у середині групи, так само і чоловіки. Невже у сучасному світі доречно шукати вузькі та обмежені моделі поведінки для жінок і чоловіків?

Фото: Родни Смит

— Читайте также: Сексизм и объективация в украинской рекламе: 5 тяжелых случаев