Правда и ложь о женских амбициях

20 ноября, 2019
Business woman working on the laptop computer sitting near the relaxing sport woman in city park, Life balance concept, Workaholic and healthy lifestyle.

Не секрет, что успешной карьере женщины часто мешают стереотипы. При чем именно те, в которые она верит сама. Наша цель — развенчать вредные мифы о женщинах в бизнесе. О самых распространенных фейках и решениях для их нейтрализации рассказала в рамках SHE Congress директор по коммуникациям и член совета директоров P&G в Украине Ольга Клименко.

В последнем докладе WEF о гендерном разрыве говорится, что для достижения равенства потребуется 100 лет. Этот показатель учитывает изменения в экономике, здравоохранении, политике и образовании. Хорошая новость в том, что мы добиваемся значительных успехов в такой области, как образование, где этот пробел может быть устранен через 13 лет. Но в то же время экономический разрыв увеличивается, и на рабочих местах он будет существовать еще 217 лет.
В P&G мы стремимся освободить мир от гендерных предрассудков, чтобы и мужчины, и женщины могли жить с равными правами и равными возможностями. Мы знаем, что, достигнув реального равенства, общество станет здоровее, а бизнес будет процветать. И сначала мы решили установить, что не позволяет женщинам дорастать до управленческих должностей. Для этого определили ряд предрассудков, которые стали оправданием отсутствия прогресса в достижении равенства. Эти оправдания не что иное, как мифы, и мы хотим разоблачить их, чтобы скорее увидеть мир равных возможностей.

Женщинам не хватает уверенности, у них меньше амбиций = МИФ

Реальность: у женщин-профессионалов нет недостатка уверенности или амбиций. Сегодня определение нормы основано на наиболее распространенном прототипе лидерства (обычно – мужском). Женщины и мужчины ведут себя по-разному, потому что были социализированы и воспитаны, чтобы вести себя по-разному. Важно осознавать эти различия, но не вешать ярлыки. Рабочие места сегодня требуют более разнообразных стилей руководства – лидеров, которые взаимодействуют и процветают в гибких и неиерархических организациях.

Решение: у лидерства нет гендера. У лидерства есть стили. Компании и мы с вами должны переосмыслить свои традиционные определения «лидерства» и «амбиций», которые основаны на унаследованном прототипе того, как выглядит лидерство. Мужчины и женщины могут демонстрировать уверенность и амбиции по-разному.

На рынке труда недостаточно квалифицированных женщин = МИФ

Реальность: на рынке труда очень много квалифицированных женщин, которые хотят занимать руководящие должности. Давайте проследим особенности привлечения женщин и мужчин в Украине на рынок труда. Среди учащихся в высших учебных заведениях женщины составляют даже большинство – около 54%. Если посмотреть на статистику по занятости в украинском обществе, то это приблизительно 63% женщин и 68% мужчин. Итак, женщины наравне с мужчинами как получают высшее образование, так и привлечены на рынок труда.

Решение: компании должны быть решительными и креативными в подходах к найму и продвижению женщин – устанавливая равные цели для всех. Статус-кво сегодня не должен нас устраивать. Один из способов решения вопроса – использовать простую математику. Например, если в совете директоров 12 человек, но из них только 3 женщины, то переход от 25% до 50% может показаться неприемлемым. Когда же мы используем реальные цифры – это просто добавление еще 3 женщин, что кажется более измеримым и достижимым, особенно в организациях, где работают от 500 и более человек.

Миссия женщины – берегиня домашнего очага = МИФ

Реальность: быт и воспитание детей – общая ответственность, не привязанная к гендеру.

Решение: однозначного решения сегодня нет. Но компании должны внедрять политику, основанную на равенстве. Например, в P&G есть установленные нормы, которые обеспечивают гибкие условия для всех сотрудников (неполная занятость, гибкость рабочего графика и удаленная работа). У нас есть программа отпуска по уходу за ребенком, которая предоставляет льготы для матерей, усыновителей и отцов. В этом году мы ввели для отцов 2 оплачиваемых месяца по уходу за ребенком.
Ко всему этому можно добавить огромное преимущество в виде формирования социальных норм через рекламу. Например, наша кампания ShareTheLoad.

Харрасмент слишком преувеличен женщинами = МИФ

Реальность: домогательства – проблема не женщин, а общества. Насилие может быть словесным, физическим, эмоциональным, и с этим может столкнуться каждый. Домогательства и злоупотребление властью на рабочем месте – риск для репутации любой организации или человека.

Решение: нужна бескомпромиссная приверженность искоренению домогательств на рабочем месте во всех их формах. Культура рабочего места должна формироваться руководством. Необходимо постоянное обучение сотрудников, политика нулевой терпимости и обязательство высокопоставленных руководителей прекратить молчание жертв и обратить внимание на поведение обидчиков.

Мифы заставляют общество верить, что женщин необходимо как-то исправить. На самом деле надо исправить систему, которая их ограничивает. Нужен новый подход, выходящий за рамки целевых показателей и квот для женщин, их спонсорства и программ развития. Хотя они остаются критически важными, их недостаточно. Необходимо также уделять особое внимание развитию мужчин как лидеров, учитывающих принцип равенства и равноправия. Только глубокие политические и культурные интервенции способны поддержать мужчин как равных партнеров дома и на работе.

Бороться с мифами сложно, но именно они стоят на пути и не дают раскрыть наши таланты и истинное «я». Разрушая мифы вместе, мы делаем шаг к миру, в котором все равны.