От ресепшиониста до директора по продажам в международном отеле Radisson Blu за… пять лет! Алена Кучинская доказала на собственном опыте, что это возможно. В спецпроекте «Профориентиры» она делится своей историей успеха, рекомендует развивающие курсы и вдохновляющие фильмы, а также рассказывает о важности человеческого фактора для тех, кто хочет работать в отельно-ресторанном бизнесе.
Почему вы выбрали именно эту профессию?
Я думаю, что правильнее было бы сказать, что профессия выбрала меня. Моя мама мечтала, чтобы я была лингвистом, и с первого класса я учила английский язык, а с семи лет я была уверена в том, что буду работать переводчиком. Но так сложились обстоятельства, что в Киевский национальный лингвистический университет я не поступила, а поступила в простой вуз – КНУКиИ на факультет гостинично-ресторанного и туристического бизнеса (кафедра международного туризма). Диплом магистра получила в университете им. Т. Шевченко.
Расскажите, пожалуйста, как развивалась ваша карьера
Карьера отельера обычно начинается в операционном департаменте, благодаря которому вы узнаете о жизнедеятельности отеля изнутри. Из вуза я попала на двухнедельную практику в первый международный отель, который открылся в Украине, — Radisson Blu, и работала на ресепшн.
Пока длилась моя практика, появилась одна вакансия. На нее претендовала я и еще один человек со швейцарским дипломом. Рабочее место получила я. Так что диплом ничего решает – важен сам человек и его подход к работе. Как так вышло? Претендент сказал: «У меня швейцарский диплом!», а я объяснила работодателю, почему заслуживаю занять данную позицию, и рассказала, чем могу быть полезна компании.
Проработав год на ресепшн, я почувствовала, что нахожусь в зоне комфорта и пора бы уже выйти за ее рамки, чтобы иметь возможность двигаться дальше. Я прошла кросс-тренинг, чтобы понять, как работает кухня, как готовят завтраки, потом я перешла в департамент по организации конференций, после — в департамент ценообразования, затем — в отдел продаж. Я считаю, что очень полезно понимать, как работают все департаменты организации, частью которой вы являетесь.
Каковы особенности построения карьеры в отельном бизнесе?
Отель – это, как большой организм. Административный департамент – это мозг, а операционный – это кровь, которая насыщает всю систему. Чтобы стать хорошим генеральным менеджером гостиницы, вы должны иметь опыт руководства двумя департаментами – операционным и административным. Также очень важно знать несколько иностранных языков.
Где можно получить профильное образование?
Признаюсь честно, диплом у меня никогда никто не спрашивал при трудоустройстве – ни в Украине, ни в ОАЭ, ни в США. Всех интересовал только один вопрос: что вы умеете? Но, как я говорила выше, профильное образование у меня есть – это кафедра международного туризма КНУКиИ. У нас в Киеве также можно получить образование в Киевском университете туризма, экономики и права.
Какое дополнительное образование нужно человеку данной профессии?
Дополнительное образование – это мое любимое дело. Я рекомендую такой ресурс, как Coursera, где есть много хороших курсов именно по гостиничному бизнесу. Трехмесячный курс онлайн дал мне знания, сравнимые с годом в университете. В США я также проходила курс на базе Stanford extension. Мне понравилось образование в Штатах тем, что оно более прикладное. Там разбирают кейсы, изучают истории различных реально существующих компаний, для того чтобы понять, что можно получить для себя от их успехов и поражений.
Достаточно ли владеть одним иностранным языком или стоит выучить несколько?
В идеале вы должны знать два иностранных языка – английский и либо немецкий, либо французский, либо итальянский, либо испанский. Это самые распространенные языки в мировых отелях. Еще лучше — три и больше.
Продолжите фразу: «Моя работа состоит из…»
… из общения с гостями (это приоритет),
из организации работы отдела бронирования и отдела продаж,
из общения с генеральными менеджерами и владельцами отелей.
В моей работе три важных компонента – гости, сотрудники и владельцы.
Чем отличается работа заграничного отеля от украинского?
В гостинице ОАЭ, в которой я работала, моими сотрудниками были люди 80-ти разных национальностей! Не скрою, было сложно. Сотрудники тоже были разных национальностей – китайцы, филиппинцы, корейцы, — что также не упрощало коммуникацию. Более того, в Эмиратах очень требовательные гости. Да, они много платят, но и много от вас ожидают.
В США немножко проще. Там спрос превышает предложение, поэтому там не дрожат над каждым гостем. А вот в Украине, если гостю что-то не понравилось, менеджмент отеля постарается сделать все возможное, чтобы гость остался доволен сервисом и вернулся снова в отель.
Уроки, которые вы для себя вынесли на своем карьерном пути
1. Чтобы преуспеть в нынешнем мире, нужно создавать продукт (мозгами или руками) или уметь продавать продукт лучше других.
2. Выходить за рамки зоны комфорта. Всегда, когда я выходила за рамки, это приводило к повышению в должности или к приобретению новых знаний.
3. Верить в себя! Всегда!
Что посмотреть, почитать, чем вдохновиться
Больше всего меня вдохновляет моя дочь и муж. Люблю биографические и исторические фильмы и книги. Особенно вдохновляют и выступают в качестве ролевых моделей Уинстон Черчилль и Маргарет Тэтчер – люди, которые меняли ход истории. Из фильмов мне нравятся «Семь жизней» и «В погоне за счастьем».
Еще очень дорожу своей командой. У нас есть небольшая традиция: каждую пятницу вместе со своими сотрудниками я смотрю вдохновляющие ролики при участии известных людей, успешных бизнесменов на ресурсе TEDtalks.com.
Я верю, что люди которые меня окружают, могут изменить мир к лучшему.
Беседовала Ира Керст
Фото из архива Алены Кучинской