Скандинавские страны считаются самыми продвинутыми в вопросе инклюзивности, но даже там существуют проблемы, которые нужно решать. Амели Кварнстрьом, представитель Шведской торговой коллегии, рассказала о том, как использовать торговлю в продвижении гендерного равенства.
Нужно ответить на вопрос, почему мы занимаемся торговлей? Во-первых, торговые связи делают страны в некотором роде зависимыми друг от друга и, как следствие, обеспечивают мирные отношения. Во-вторых, торговля стимулирует экономическое развитие. Но основной мотив — достижение благополучия через увеличение количества рабочих мест. И мы не можем достичь успеха, если в производстве задействована только половина населения.
Три измерения устойчивого развития
Для решения проблемы потребовались торговые договоры, которые привели к тому, что в 1987 году в докладе «Наше общее будущее» ООН приняла концепцию устойчивого развития — такого способа удовлетворения текущих потребностей, который не вредил бы окружающей среде и не лишил новые поколения возможности реализовать свое будущее.
В устойчивом развитии выделили три измерения: социальное, экономическое и экологическое. Изначально считалось, что они прямо пропорциональны: если поддерживать одно, то будет расти и другое. Но опыт показал, что это не всегда так, нужно балансировать и ставить приоритеты.
А значит, устойчивое развитие предполагает разные аспекты. Так сформировались 17 целей устойчивого развития. Многие из них касаются торговли.
Цели устойчивого развития и торговля
Среди них цель № 12 — ответственное производство и потребление. Например, Швеция зависит от импорта. Когда мы пользуемся импортными товарами, это хорошо для нас, но в стране, где их производят, могут возникнуть проблемы с экологией.
А цель № 17 — партнерство и создание глобальной инклюзивной торговой системы. Она предполагает, что нужно увеличить экспорт в развивающихся странах, а наименее развитым странам обеспечить доступ к беспошлинной торговле.
В результате выяснилось, что торговля и устойчивое развитие взаимосвязаны, но это влияние несет за собой риски: конфликтующие цели. Предположим, одна страна, придерживаясь цели об экологичности производства, может запретить ввоз товаров в упаковке определенного типа и тем самым нарушить цель о партнерстве. Это формирует торговые барьеры.
Гендерное равенство и торговля
Торговля неодинаково влияет на разные регионы, страны и группы населения. Например, на мужчин и женщин. На разве торговля не гендерно нейтральна? Если ответить кратко — нет. Для женщин торговые барьеры выше, им сложнее выйти на международный рынок.
Гендерное неравенство проявляется на трех уровнях:
- Трудоустройство — на рынке труда женщин меньше, чем мужчин;
- Предпринимательство — только 20% женщин задействованы в предпринимательстве;
- Потребление — ценообразование построено на гендерном принципе. Женская и мужская шелковая рубашка будут стоить неодинаково.
Но торговля может повлиять на установление гендерного равенства через трудоустройство. А гендерное равенство может улучшить ситуацию с торговлей через устранение барьеров. Общество начало осознавать эту проблему, благодаря чему возросли шансы на достижение целей устойчивого развития.
Подготовила Оля Полякова