Наиболее точное определение фасилитационного лидерства дал Лао-Цзы, один из величайших китайских философов, живший во времена династии Чжоу, более 2400 лет назад: «Лучшим лидером является тот, о существовании которого люди едва догадываются. Мудрый лидер говорит мало, и когда работа сделана и цель достигнута, все остальные будут говорить: ‘Мы сделали это сами’».
Для лидера работать в таком формате – определенный вызов, ведь фасилитационный подход требует немалой доли мужества – признать собственные авторитарные стереотипы, блокирующие не только его творческий потенциал, но и синергетические возможности и решения группы. Осознание авторитарных поведенческих паттернов и ценностей – это реальный сдвиг парадигмы менеджмента, и иногда объем изменений таков, что люди и компании останавливаются на пороге нового мира, и, как писал Макиавелли, предпочитают лишь сделать вид, что изменения произошли.
Для тех руководителей, кто хочет не только казаться, но и быть — реальным трансформационным лидером, три кейса практического применения фасилитации*.
Кейс 1. Разработка ценностей компании
Цель: разработать ценности, которые станут основой принятия решений, фундаментом корпоративной культуры компании, а не просто будут красивыми формальными фразами, прописанными в корпоративной книге стандартов.
Для достижения такой цели важно вовлечь сотрудников в процесс разработки ценностей, и именно этот инструмент дает принятие решения методом консенсуса. В отличие от большинства методов принятия решений, консенсус не соревнователен, в нем нет дихотомии «выигравшие-проигравшие». Консенсус – это согласие группы, при котором у большинства нет принципиальных возражений по принятому решению. Отличие от компромисса — не нужно поступаться частью чего-то важного, ведь дизайн сессии обсуждения в формате консенсуса построен по принципу инклюзивности, включенности мнений, от индивидуального мозгового штурма – через обсуждение в малых группах – к достижению консенсуса уже в общем кругу с участием всех. Консенсус дает возможность получать результаты качественного иного, более высокого уровня, в том числе за счет того, что при обсуждении решения мнение одного сотрудника не менее важно, чем мнение большинства.
— Читайте также: Привычки успешных женщин: Юлия Пилипенко об уверенности
В авторитарной организации, где дистанция власти большая, сотрудники и отделы подобны разрозненным пазлам, элементам большой системы, которые не имеют связи друг с другом. Каждый сотрудник и каждое подразделение – это как айсберг, в котором есть видимая часть поведения в организации, и большая невидимая часть – ценности, потенциал, подлинные мотивы – то, к чему так стремятся получить доступ и руководители, и hr-специалисты.
Грамотно проведеннная фасилитация, магия, казалось бы, простых действий и принципов, реально изменяет корпоративную культуру компании, как это произошло в свое время в компании XEROX, когда Томас Кайзер начал использовать методики фасилитации при подготовке и проведении совещаний. Фасилитация как трансформационная технология раскрыла потенциал и дала доступ к коллективной «мудрости группы», что дает возможность от «я» перейти к «мы» – и создать общую картину, где каждый сотрудник ценен и нашел свое место в картине общего успеха компании. И главное, это реальная альтернатива командно-административной парадигме – и в части философии, и в части технологии и методов.
Кейс 2. Уроки уходящего года
Руководитель готовится к собранию департамента по итогам года — составить планы на будущий год с учетом «выученных уроков» и опыта уходящего года.
Цель: Необходимо проанализировать весь год, с его удачными и менее удачными для департамента проектами, и применить полученный опыт в следующем году.
Инструмент подготовки и проведения подобной сессии – техника сфокусированной беседы. Это искусство формулировать и задавать вопросы на Объективном, Рефлективном, Интерпретативном и Принимающем решение уровнях (аббревиатура ОРИП, соответственно, в кратком варианте названия метода). По сути, этот метод является технологией для принятия решений, а также систематизации и структурирования мыслительных процессов.
Объективный уровень
То есть сбор и консолидация объективных фактов.
- Какие ключевые события для нашего подразделения произошли в прошедшем году?
Важно, чтобы в ответ на этот вопрос высказался каждый из присутствующих, это задаст контекст и принципы равных возможностей и включенность каждого.
- Над какими крупными проектами мы работали? Какие были проекты меньшего масштаба?
- Какие еще события вы помните — важные ключевые дискуссии и принятые решения?
- Есть ли проекты, о которых вы хотели бы узнать подробнее?
Рефлективный уровень
Эмоциональная реакция – на вызовы, сложности и возможности, сомнения, скепсис – а возможно, и вдохновение, и радостное ожидание. Цель – выгрузить эмоциональные реакции, не лишь для вдохновения и мотивации сотрудников, но и для проработки эмоций негативного спектра, что позволит «обналичить» их в открытую обсудить, а не тратить время на борьбу с привычным скрытым саботажем и разговорами «в курилках».
- Опишите динамику этого года: каким он был для нас?
В этой части беседы хорошо использовать образы и метафоры (далеко не во всех коллективах есть культура и навык обсуждения эмоциональных компонентов опыта и решений. Вопрос «Какие чувства вы переживали?» неуместен, есть риск получить ответ – никакие.
Итак, образы и метафоры:
- На что был похож уходящий год – на землетрясение, на медведя, на дерево, на розу? Ваш вариант? Что могло быть символом года – для вас лично и для всего подразделения?
- Что стало самой большой неожиданностью в этом году?
- В какой период вы были более всего вдохновлены? Подавлены?
- Какие события многое для вас изменили – то, как вы думали и как чувствовали?
- Вспомните наибольший успех уходящего года.
Интерпретативный уровень
Это этап генерации смыслов и интеграции их в общее смысловое поле группы, а также создания возможных альтернатив для принятия решения.
- Чему мы научились из того, что нам удалось?
- Учитывая все обсужденное ранее, что бы вы сказали о наших достижениях в этом году?
- А чему научили нас случаи, когда приходилось бороться и не все получалось?
- Как наш опыт и уроки, полученные в этом году, повлияют на то, что мы будем делать в году следующем? Что мы сделаем по-другому? Давайте каждый озвучит те действия, которые готов инициировать и начинать претворять в жизнь в течение первого квартала.
Уровень принятия решений, действий
Это завершающий круг дискуссии, принятые решения можно фиксировать и кластеризовать с тем, чтобы далее перейти к планированию. Если действия индивидуальны – важно зафиксировать их на флипчарте и сфотографировать — это своего рода публичный «протокол о намерениях» и взятых на себя обязательствах.
Аналогичный подход – структурированные по уровням вопросы — может использовать совет директоров, проектная команда, отдел, организация в целом, а также один человек для обзора своих личных впечатлений и размышлений об определенном периоде жизни.
Кейс 3. Негативный фидбек от участников тренинга
Hr-директор получил формы обратной связи с негативными отзывами от участников тренинга, проводимого двумя тренерам из hr. Комментарии были достаточно серьезными, чтобы побудить его действовать. Руководителю нужно донести до тренеров, что поступили серьезные жалобы, но в то же время он хочет уладить ситуацию таким образом, чтобы они извлекли из нее полезные уроки, и cохранили мотивацию продолжать данный проект, поскольку это проект обучающих мероприятий для всех линейных менеджеров компании.
Цель: Сообщить тренерам фидбек участников, получить их реакцию и обсудить, как можно уладить ситуацию. Построить беседу таким образом, чтобы тренеры почувствовали ответственность восприняли критику как возможность роста и развития. [traqli_related]
В этом случае – метод сфокусированной беседы также сослужит хорошую службу при дизайне сессии и разработке вопросов. Грамотная разработка вопросов для каждого из «слоев» обсуждения даст возможность создать прочную, и, в то же время гибкую структуру разговора и будет основой дизайна встречи. Важный этап – сбор объективной информации о ходе тренинга и восприятии сторонами ситуации, оно может быть разным – у тренеров и участников обучающего мероприятия.
Также важно обратить внимание на разноплановость и достаточность вопросов Рефлексивного и Интерпретативного уровней. После сессии следует использовать фидбек и алгоритм критической беседы, чтобы у тренеров была возможность четко осознать и усвоить полученный опыт и вынести ценный урок — и для себя как профессионалов, и для организации.
*Facilitate — помогать, облегчать, способствовать. Это управление групповой структурой и процессами, которые помогают группе эффективно выполнить работу, минимизируя общие проблемы, с которыми сталкиваются люди, работающие вместе.