Как распознать школьный невроз

15 сентября, 2020
Автор Екатерина Гольцберг, аналитический психолог, президент профессиональной ассоциации детских аналитических психологов

Современные дети, в большинстве своем, живут в значительно лучших условиях, чем жили их родители: их окружает достаток, их желания довольно быстро удовлетворяются, они даже разучились полноценно чего-то хотеть, ведь все приходит задолго до появления желания. Тем не менее, детский и подростковый невроз – самая распространённая форма нервно-психической патологии. В основе невроза лежат временные, обратимые нарушения нервной системы, которые, как правило, вызваны психотравмирующими событиями временного или постоянного характера.  В этом контексте сегодня мы поговорим о школьном неврозе, как об одном из самых распространённых видов детских неврозов.

Особенно сейчас, в условиях карантинных мер, связанных с появлением коронавируса, тема становится еще более актуальной, ведь к тревоге родителей за школьные успехи ребенка, его безопасность и адекватную коммуникацию с окружающими, подключился и страх за здоровье. Дети не смогли не откликнуться на родительские тревоги и отреагировали новой волной неврозов.

Но все-таки поговорим именно о школьном неврозе.

Конечно, колыбелью детских неврозов является семья, поэтому возникает резонный вопрос: а при чем же здесь школа? Отвечу: в силу того, что родители очень обеспокоены тем, какое место в обществе занимают они, то и место их чада в этом обществе тоже имеет значение. Успех семьи измеряется, в том числе и школьными успехами детей, которые сейчас принято выставлять на всеобщее обозрение. Это усиливает нагрузку на детей, часто лишает их выбора, чем и когда заниматься, серьезно увеличивает учебную нагрузку. К детям предъявляются высокие требования – они должны хорошо учиться, проявлять лидерские качества, заниматься спортом и искусствами, даже если они этого не хотят или не имеют к этому особых способностей. Дети уже не принадлежат себе, они часть статуса родителей. А образование – лишь часть конструкции, над которой возвышается надстройка из разных полезных навыков, которыми, по мнению родителей, должен обладать их ребенок. Даже законный отдых ребенок проводит в языковом лагере где-то на туманном Альбионе.

В силу того, что родители очень обеспокоены тем, какое место в обществе занимают они, то и место их чада в этом обществе тоже имеет значение

При таком серьезном внешнем давлении возникает естественная реакция – невроз. В борьбе за родительскую любовь и признание, дети готовы заплатить эту высокую цену. Надо отметить, что школьный невроз тяжелее переживают именно гиперответственные дети, которые привыкли соответствовать запросам и не умеют протестовать иначе, чем соматизируя проблему, то есть включаясь в болезнь.

Надо учесть, что сейчас все популярнее становиться ранний школьный старт, когда родители не дожидаются даже физической готовности ребенка к школьному обучению, а о психологической вообще речь не идет. Ребенок сразу получает максимальную школьную нагрузку, которую даже в условиях НУШ продолжают требовать от школы сами же родители. В результате ребенок недосыпает, не учиться отдыхать, распределять эту нагрузку, с трудом переключается с занятия на занятие и при этом обязан выдавать стабильно высокий результат.

Важно понимать, что все это происходит на фоне безграничного желания одобрения и любви, которое необходимо нам всем, а ребенку тем более. И ребенок привыкает жить в состоянии лжи и лицемерия, которые прикрывают его потребность в безусловной любви. А любовь выдается только «за заслуги» или за «хорошее поведение», которое включает в себя и успеваемость в школе и социальную активность. Ребенок не может быть собой реальным, а значит и не может расслабиться.

Такое постоянное напряжение может проявляться в разных формах телесных и психологических реакций, с которыми уже сами родители приводят ребенка к врачу.

Одна из самых распространенных – транзиторные тики.

Это непроизвольные подергивания конечностями, моргание глазами, ртом, пожимание плечами, покашливание, шморгание носом, одергивание одежды. Часто у детей наблюдается сочетание нескольких видов моторных и вокальных тиков. Причиной тиков могут быть и особенности развития головного мозга, и наследственные заболевания, но очень часто они имеют место именно в результате неадекватной школьной нагрузки, противоречивых родительских посланий (когда родители имеют серьезные расхождения во взглядах на воспитание), школьного буллинга или нестабильной психоэмоциональной атмосферы в школьном коллективе. Тики могут перерасти в невроз навязчивых состояний и стать привычкой, а значит будут доставлять ребенку дополнительный дискомфорт еще и тем, что заметны окружающим. Ругать за такую привычку ребенка бесполезно и даже вредно, так как это может добавить стрессовости и ребенок будет испытывать дополнительный страх и стыд за свои непроизвольные движения, начнет избегать общества.

Неврозы могут сопровождаться также нарушением сна и отсутствием аппетита, нарушением работы желудочно-кишечного тракта, болевыми ощущениями, повышенной утомляемостью, мышечной слабостью и потливостью.

Среди психологических проявлений чаще всего наблюдаются – агрессия и аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя).

Это резкие перепады настроения, страхи (темноты, чужих людей, одиночества, смерти), ипохондрия (страх заболеть), мнительность, обидчивость, нарушения пищевого поведения, плаксивость, истерики и депрессия. У подростков часто могут наблюдаться и суицидальные настроения, потеря смысла жизни. Часто ребенок жалуется на то, что не хочет идти в школу, хотя явных причин почему, не называет.

Родителям важно внимательно отнестись к данным проявлением, потому что формула «перерастет» и «само пройдет» может привести к необратимым последствиям, когда помочь ребенку будет значительно труднее. Важно вовремя обратиться к специалисту, исключить наличие реальных болезней и помочь ребенку, отрегулировав нагрузку и свои притязания.

Но главный путь помощи ребенку в состояние невроза – «вытащить» из ребенка эмоции, которые, как правило, прячутся за неврозом – страх, злость, обиду. Это непростая задача, так как эти эмоции могут совсем не понравиться самим родителям, боле того, они могут сами их испугаться. Также хорошо помогают справляться с неврозами правила и упорядоченные ритуалы, например, четкий режим дня, спорт, увлечения, хобби. Если самостоятельно справиться не удается, важно обратиться к специалисту – психологу, психотерапевту, психиатру. Вовремя оказанная помощь может серьезно улучшить качество жизни не только ребенка, а и всей семьи.

 

Читайте также: «Сценарий – дистанционка. Советы для родителей на случай массового закрытия школ»