Время делиться: Что важно знать перед поиском менеджера для своего бизнеса

23 октября, 2017

Помните, как героиня Энн Хэтэуэй в фильме «Интерн» поняла, что ей нужен СЕО для ее быстро растущего бизнеса? И хоть она была близка к этому решению и даже нашла нужного кандидата, от этой мысли все же отказалась. Возможно, потому что поняла, что не знает сама, что конкретно ему поручить и от каких обязательств освободить себя. Катерина Ушакова, управленец, маркетолог с 14-летним стажем, на Get Business Festival рассказала о том, как понять собственнику бизнеса, что ему пора делегировать полномочия наемному менеджеру, и к чему нужно быть готовым, отдавая свой бизнес в управление. 

Проблема собственника заключается в том, что он разрывается между стратегией и текущими задачами. Есть уйма проблем,  которые необходимо решать здесь и сейчас, например, сломанный компьютер, повышение цен на поставки или недовольство клиента. В итоге получается, что на плечи собственника-управленца падает стратегия, управление рисками, маркетинг, финансы, продажи, работа с IT и, собственно, решение актуальных проблем. Поэтому важно разделить стратегирование и менеджмент актуальных задач.

В связи с нарастающим развитием потребностей бизнеса главная задача управляющего — анализ и фокус. Для собственника очень важно быть успешным «охотником за головами», чтобы обеспечить интеллектуальное ядро компании, при помощи которого можно реализовать стратегию. Если бизнес находится в фазе расширения, но при этом у компании недостаточное количество ресурсов — стоит отталкиваться от первоочередной проблемы. Например, если вы ощущаете хаос в процессе, то в первую очередь вам нужен хороший организатор. В процессе роста компания роли собственника меняются: на запуске — он должен вдохновлять и «пинать» всех; во время роста — держать вектор и продолжать «пинать» (и здесь уже может появиться  упраляющий, который будет помогать реализовывать вектор); при стабилизации — нужно привлекать лучших (в этой фазе управляющий должен повышать компетенции на всех уровнях).

Собственник быстро развивающегося IT-стартапа Titanovo признался, например, что причиной для закрытия его компании было отсутствие внимания к юридическим деталям администрирования. Страсть к собственной технологии закрыла глаза на все остальные вопросы. Чтобы этого не случилось с вами, нужно работать на опережение. Итак,

Кого и как нанимаем

Ответьте себе на несколько вопросов:

1. Насколько у меня отлажена работа по шкале от 1 до 10?

2. Какую свою задачу я решаю, нанимая управляющего?

3. Что конкретно ему поручу?

4. Как буду контролировать?

5. Каким может быть ключевой риск?

Для того чтобы правильно очертить ожидаемое поле деятельности вашего потенциального управленца, поручите эту задачу кому-то «извне», партнеру, например. Этот совет особенно актуален, поскольку человек, который постоянно находится в заботах между стратегией и решением ежедневных задач, не всегда видит масштабы всех проблем. И важно при составлении трудового договора сразу прописать, с какими условиями вы его уволите. Потому что потом, поверьте, будет очень больно.

Ошибки при выборе менеджера

В поиске управляющего, как правило, собственники совершают две ошибки. Первая — это поиск личного ассистента для брони билетов и гостиниц. Вторая ошибка – поиск по принципу «главное, чтобы справлялся, как и я». Не ищите себе подобного клона — таких не бывает. Сложно также может быть, если вы назначает на должность менеджера старожила компании или родного человека, — в будущем их вам будет сложно критиковать и давать объективную оценку их работе.

Золотая середина – это полноценное разделение обязанностей между управленцем и собственником и построение деловых отношений на доверии. Для поиска максимально подходящей кандидатуры определите для себя качества, которые важны для вас в этом сотруднике и цели, которые вы планируете достичь через 6-12 месяцев. Перед ответственным решением проверьте себя по 4 параметрам:

  • действительно ли вы доверяете тому человеку, которого хотите назначить на роль менеджера?
  • совпадают ли у вас ценности?
  • готовы ли вы, вообще, передать полномочия?
  • какой будет система контроля?

К чему быть готовым

1. Быстро получить результаты не получится. Первые три месяца собственник будет «водить за руку» своего управленца, чтобы удостовериться, что все-таки вы смотрите в одну сторону. Еще полгода понадобится новому человеку, чтобы полноценно начать управлять компанией.

2. Могут быть ошибки.

3. Когда менеджер уже со всей уверенностью управляет вашей компанией, собственнику важно понять, что теперь его решения будут оспариваться и приниматься сообща.

4. Вам придется уйти на второй план.

5. Пути достижения результатов могут быть другими. Договаривайтесь с вашим менеджером сразу о том, чего точно не может быть.

— Читайте также: Fashion facilitator: 5 знаний для тех, кто строит бизнес в индустрии моды