Lifelong Learning: Как научить детей учиться

13 апреля, 2020

WoMo совместно с Креативной международной детской школой (КМДШ) запускает проект Smart Learning, который поможет родителям лучше сориентироваться в новейших тенденциях и методиках образования.

Lifelong Learning, или непрерывное обучение на протяжении жизни, – современный тренд, отвечающий запросам постоянно меняющегося рынка труда. Ваш ребенок должен быть готов в любой момент обучиться чему-то новому. Для этого недостаточно обеспечить его знаниями из школьных предметов и еще миллионом умений – от игры на скрипке до быстрых шахмат. Необходимо дать ребенку навыки самообразования. Поиск информации, проверка ее достоверности, навыки анализа и синтеза, системный подход, проблем-солвинг – вот основа успешной профессиональной жизни человека будущего. И первыми, кто закладывает это умение учиться и стимулирует мотивацию, являются родители.

Роль семьи

Lifelong Learning – это постоянная, добровольная и мотивированная учеба. Безусловно, мы не можем ожидать, что наши дети будут с энтузиазмом учить все предметы школьной программы, а дома осваивать кройку, шитье и выжигание по дереву, при этом каждый день стараясь быть лучшей версией себя. Что необходимо донести до детей, начиная с самого раннего возраста, так это важность постоянного обучения, расширения знаний и умений, углубления компетенций. Еще до того, как малыш пойдет в школу, мы можем заложить фундамент для его будущего умения учиться. Помня о том, что естественная любознательность детей – это их способ познания мира, нужно ее поддерживать каждый раз, когда она проявляется.

1.Отвечайте на вопросы детей, поддерживайте интерес.

2.Объясняйте, насколько важно не сдаваться при возникновении трудностей.

Digital для жінок: від ідеї до кар’єри

Відкрий для себе нові можливості з Women in Tech 2025. Освітня програма об’єднує провідних експертів, практичні модулі та натхненне ком’юніті, щоб допомогти українкам розпочати шлях у digital-професіях чи власному бізнесі. Старт уже 4 вересня!

3.Насыщайте их жизнь новыми и разнообразными впечатлениями. Учите ценить опыт больше, чем материальные блага.

4.Регулярно читайте детям.

Согласитесь, трудно убедить ребенка в том, что учиться – это здорово и полезно, если самим не быть в этом примером. Дети любят подражать родителям, так будьте же и вы на высоте. Как это сделать?

• Читайте. И неважно, что именно: книгу, газету, журнал или статью в интернете. Читая, вы показываете детям, что цените знания и актуальную информацию.
• Пользуйтесь образовательными онлайн-ресурсами, обучающими приложениями и играми. Покажите, что учиться легко и весело можно в каждом возрасте. Пригласите детей вместе с вами поработать с такими ресурсами.
• Начните учиться: получите давно вожделенный диплом, запишитесь на курсы. Продемонстрируйте детям, что учиться никогда не поздно.
• Смотрите образовательные программы и фильмы.

Роль школы

И все же в формировании мотивации к учебе главную роль играет школа, которая является этапом Lifelong Learning. Мир меняется настолько быстро, что многие знания, полученные нашими детьми даже в самых лучших школах, у самых лучших учителей, устареют еще до того, как они начнут свою профессиональную карьеру. Нашим детям придется добывать новые знания, а учить их этому должны преподаватели, связанные по рукам и ногам устаревшими стандартами, бюрократией и отсутствием возможностей для собственного профессионального развития. Именно поэтому важно выбрать для ребенка школу, где не только пользуются разными чудесами техники, но и понимают, какие навыки будут нужны людям будущего. Пока же в подавляющем большинстве школ целью обучения является повышение среднего балла учащихся, чтобы они поступили в те вузы, которые нравятся их родителям. Какие же навыки должна давать современная школа? В своем бестселлере «Мистецтво навчати» педагог Тони Вагнер и бизнесмен Тед Дернсмит перечисляют следующие пункты:

• критическое мышление и проблем-солвинг;
• эффективная работа в команде и умение быть примером для других;
• гибкость и способность адаптироваться;
• инициативность и предпринимательская жилка;
• эффективная устная, письменная и мультимедийная коммуникация;
• поиск и анализ информации;
• любознательность и воображение.

Авторы подчеркивают: если детям в школе весело, это не значит, что их там ничему не учат. Дети вполне могут получать удовольствие от учебы. «Получив такие «навыки выживания», наши любимые люди будущего найдут свое место в жизни и справятся с любыми трудностями, ведь скоро в большинстве привычных для нас профессий будут широко задействованы алгоритмы компьютеров», – уверены эксперты.

Урок в Креативной международной детской школе

Известный педагог и консультант по вопросам образования Кен Робинсон в своей книге «Освіта проти таланту» поддерживает эту концепцию и настаивает также на том, что школе важно развивать культуру инноваций, которая зависит от трех взаимосвязанных процессов:

• воображение: способность мысленно вызывать образы событий и идей, которые мы в текущий момент не воспринимаем с помощью наших органов чувств;
• творчество: формирование оригинальных идей, которые имеют ценность;
• новаторство: воплощение оригинальных идей на практике.

В рапорте Мирового банка от 2018 года о вызовах образования были приведены результаты исследования академических знаний и навыков PISA, согласно которым в США дети, у которых были хорошо подготовленные учителя, усваивали знания в три раза лучше, чем ребята, которым повезло меньше. В развивающихся странах успех образования зависит от подготовки учителя еще больше. Причинами низких результатов в обучении детей эксперты также назвали недостаток ресурсов школ и плохой менеджмент в системе государственного образования.

На основании этих тезисов складывается портрет хорошей школы: она учит наших детей учиться и готовит к будущему, в котором их навыки «навигации» позволят им самореализоваться.

Станислав Билый, руководитель формационной программы сети школ КМДШ подчеркивает: «Ученикам важно понять, для чего им нужны знания. Детям еще не очевидны причинно-следственные связи между комплексным обучением и личным успехом. Именно поэтому развитие является одной из пяти ценностей КМДШ, на которых базируется обучение в школе». Как же раскрывают ценность учебы в КМДШ? Вот несколько эффективных методов.

Живая библиотека

Этот метод взят на вооружение из практики общественных организаций, там книгами выступают живые люди, которые рассказывают о своем опыте. В КМДШ приглашают на встречи со школьниками успешных людей, которые могли бы стать ролевыми моделями для ребят, делятся рецептами успеха, подчеркивают важность постоянного саморазвития.

Урок в Креативной международной детской школе

Рефлексия

Этот навык очень необходим в образовательном процессе, ведь именно он помогает сделать собственный опыт осознанным. В КМДШ пользуются одной из вариаций рефлексии – анализом пройденного действия (АПД). Для того чтобы провести такой анализ, нужно найти ответы на три вопроса:

• Что удалось? Ученик отмечает, что в проекте/задании ему удалось сделать качественно.
• Что не удалось? Анализ ошибок и их причин.
• Что необходимо улучшить? Выясняем, что может помочь в следующий раз выполнить задание качественно.

Новости со всего света

Современные научные открытия и успехи их применения как нельзя лучше вдохновляют на познание окружающего мира. В классах КМДШ проводится периодическое обсуждение и анализ новостей из разных сфер жизни планеты. Это действенный метод формирования ценности развития.

Карта интересов и вариативные предметы

Для того чтобы осознать ценность обучения, ученики должны сами чувствовать и удовлетворять собственные образовательные нужды и творческие интересы. Полностью вариативной школьную программу сделать нельзя, поэтому в КМДШ организовывается внеклассная работа, основанная на анализе карт интересов учеников.

Непрерывное обучение компетентности

Непосредственно к Lifelong learning относятся четыре ценностные компетенции, определенные педагогами КМДШ: Helicopter view, критическое мышление, адаптивность, позитивное мышление. Раскрыть каждую из них помогает методология курса «Я – личность». Очень интересны такие методы:

Обучающие квесты. Главное ведь не в накоплении знаний, а в умении творчески преобразовывать и комбинировать их для применения на практике.

Сессии «Полюби свои ошибки». Ошибки часто блокируют развитие. На этих сессиях ученики учатся говорить о своих ошибках открыто, анализируют их причины и делятся личными выводами.

Трекер личностных изменений. Этот метод учит ребят фиксировать маленькие шаги к своим целям и пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни. Для этого понадобится блокнот, ручка и немного времени раз в неделю, чтобы ответить на несколько вопросов: «Что я сделал для своего интеллектуального развития? Где мне это понадобится? Что еще важно узнать/изучить, чтобы качественнее достигать целей? Что я сделал для своего физического развития? Какие главные эмоции недели? Какие главные мысли недели? Кому/чему я благодарен за эту неделю?»

Итак, в реализации принципа непрерывного обучения важную роль играют родители, но главным фактором является хорошая школа: относительно независимая от неповоротливой государственной образовательной машины, с хорошей материальной базой, дающая возможность педагогам и ученикам саморазвиваться и самовыражаться.