Еще одно поколение тому назад IT и цифровые технологии были нишевыми навыками. Теперь они определяют успех во многих сферах деятельности. Педагоги даже выделяют такое понятие, как DQ (digital intelligence) — цифровой интеллект.
DQ включает в себя три базовых уровня: цифровое гражданство — то есть способность использовать цифровые технологии и медиа безопасно, ответственно и эффективно; цифровая креативность — способность стать частью цифровой экосистемы путем создания нового контента и претворяя идеи в реальность с помощью цифровых инструментов; цифровое предпринимательство — способность использовать цифровые технологии и медиа для решения глобальных проблем и создания новых возможностей.
Почему мы игнорируем цифровое гражданство?
Из трех уровней лучше всего изучается цифровая креативность, потому что все больше школ нагружают программу курсами компьютерной грамотности, программирования и даже робототехники, все это — в оптике будущего трудоустройства. Цифровое предпринимательство тоже активно пропагандируется, особенно во многих вузах или последипломных курсах. А вот навыкам цифрового гражданства наших детей мало кто учит, а ведь это основа их безопасного и продуктивного пребывания в виртуальном мире, и начинать учить им нужно, как только ребенок получает доступ к первому электронному девайсу.
Цифровые навыки, необходимые детям
Преподаватели почему-то думают, что дети сами научатся этим навыкам или что этому их научат родители. Тем не менее родители часто и сами не очень-то ориентируются в данной теме, поэтому не могут соответствующим образом снабдить детей необходимыми знаниями. Маленькие дети часто оказываются в зоне кибер-риска: зависимость от гаджетов, кибербуллинг и приставания. Они также перенимают негативные модели поведения, которые сказываются на их взаимоотношениях с другими. Какие же digital-навыки пригодятся нашим детям?
Digital-личность
Способность создать и поддерживать здоровую индивидуальность как в виртуальном мире, так и офлайн.
Управление временем, проведенным перед экраном
Способность распределять время у экрана девайса, справляться с мультитаскингом, развивать самоконтроль для предотвращения игровой зависимости и бесцельному «шатанию» в соцсетях.
Противостояние кибербуллингу
Способность распознавать признаки кибербуллинга и правильно на них реагировать.
Кибербезопасность
Способность защитить свои данные с помощью надежных паролей, нейтрализовать разные кибератаки.
Защита частной жизни
Способность правильно распоряжаться собственной частной информацией в сети с целью защиты частной жизни.
Критическое мышление
Способность отличать правдивую информацию от фальшивой, хороший контент от вредного, надежные и сомнительные онлайн-контакты.
Цифровые следы
Способность понимать происхождение цифровых следов (это электронные письма, тексты, сообщения в блогах, твиты, фотографии, комментарии к видео на Youtube, лайки в Facebook, а также статистика посещения веб-сайта, история поисковых запросов, записи о передвижениях людей, о телефонных звонках) и последствия их снятия в реальной жизни, ответственное к ним отношение.
Digital-эмпатия
Способность проявлять сопереживание к своим собственным — и других — нуждам и чувствам, выраженным онлайн.
С обучением digital-навыкам ждать не стоит, потому что времени на это нет: дети уже полностью погружены в цифровой мир и сами становятся тем, чем наш мир будет завтра. Нам нужно снабдить их необходимыми навыками и поддержать их, чтобы завтрашний мир был комфортным и безопасным для них.
Источник: weforum.org