Школа терпит поражение: Мнение психолога Анны Покровской

Еще раз о потребностях современных детей

13.11.2020

Анна Покровская, детский и семейный психолог

Как детский и подростковый психолог уверенно могу сказать, что очень редко встречаю в своей практике детей, которым нравится быть в школе. Почему «быть»? Посчитайте сколько времени своей жизни дети находятся в школе. А если это школа полного дня? Таким образом получится, что ежедневно в школе дети находятся дольше, чем дома.
Почему дети теряют интерес к учебе? Дело в детях? Они не умеют концентрировать внимание, быть усидчивыми, старательными, целеустремленными? Виновата эра диджитализации, вырастившая поколение «Окей, Google, скажи мне..!» Или дело все в том, что школьная программа устарела? Предположений много. Давайте вместе разбираться.

По-своей сути школа для детей должна исполнять две важные функции. Первая — быть в ней успешным человеком. Вторая — социализироваться и найти друзей.

Клейтон Кристенсен, ученый, теоретик менеджмента, разработавший теорию «подрывных инноваций»

Педагогический коллектив

Давайте сознаемся честно: сегодняшние учителя слабо мотивированы прежде всего финансово. Работать с детьми — невероятно сложный труд. Хорошо бы показать педагогам, что их труд важен через зарплатную сетку. После распада Союза нашей стране досталось наследие советской школы и, конечно, из этого наследия мало что подходит требованиям современного мира. Дети это прекрасно ощущают, и весь интерес в учебе может иссякнуть уже в младшей школе.

Соотношения мужчин и женщин в преподавательском составе меньше, чем 1:9. В начальных классах в основном преподают женщины, а ведь для детей важно иметь возможность общаться как с женщинами, так и с мужчинами-педагогами.

Современные дети

Дети и их особенности. Кому-то покажется странным говоря об учебе начать рассуждения на тему игры, отдыха и прогулки на свежем воздухе. Однако развитие учебной деятельности у ребенка может начаться тогда, когда ребенок развивается телесно и эмоционально. Бегать, прыгать, переносить из стороны в сторону свое тело, играть в свободные ролевые игры, познавать свои эмоции — это главный фундамент к началу когнитивного развития.

Ролевая игра развивает в ребенке мотивационную сферу. Современные дети, как правило, готовятся к школе как уже маленькие ученики. Раннее развитие захватило внимание родителей. Садики и детские центры предлагают свои услуги в изучении иностранных языков, математики и скорочтения. Все это очень заманчиво, но природу не обманешь. Вначале идет развитие эмоций через движения и игру, а уже потом, к 7 годам, у ребенка обязательно сформируется потребность изучать и постигать новую школьную информацию. Что мы наблюдаем сейчас? Дети 4-5 лет могут целый день учиться и при этом лишь час в день играть в игрушки и общаться свободно со своими сверстниками, или не играть и не общаться вовсе, не имея на это в конце «рабочего» дня возможности и сил. Весь ученический потенциал может иссякнуть еще до школы, когда ребенок живет в режиме перегрузки и напряжения.

Гигиена умственного труда

Один из важных факторов снижения учебной деятельности в средней школе у детей — это отсутствие гигиены умственного труда. Даже когда ребенок не в школе, но с гаджетом в руках смотрит любимого блогера на Youtube, он напрягает свой мозг. Вайбер чаты — это тоже 24 часа переписки со сверстниками и огромное количество материала, который нужно обработать интеллектуально и эмоционально. В Японии подростковые чаты называют «школа без конца». Дети живут в виртуальных мирах. Компьютерные игры, как единственная возможность отдыха после школы, стала уже нормой. Например, в Южной Корее и Китае каждый интернет- и игрозависимый подросток может пройти специальную программу по реабилитации, а в профилакториях ребят нагружают физически и помогают им нормализовать сон и питание, и все это — в целях устранения компьютерной зависимости.

Современные подростки имеют большие проблемы со сном. Сейчас стали звучать частые запросы родителей к психологам про отсутсвие нормального режима и, как следствие, эмоционального дисбаланса и проблем с учебой. На уроках дети теряют концентрацию внимания, потому что их психика уже не в состоянии воспринимать материал. И, конечно, смартфоны в карманах — постоянно отвлекающий фактор.

Очевидно, что родители со своей стороны, а школа — со своей, должны выработать сбалансированные меры по гигиене умственного труда и принципы отношений учеников с виртуальным миром. Запретить гаджеты во время учебной деятельности — уже не вариант, так как это может встретить сильный протест не только у школьников, но, что удивительно, даже у родителей. Это потому что современные родители стали гораздо тревожнее по сравнению с родителями 1990-х. Им важно держать контакт с детьми ради безопасности и собственного спокойствия 24/7. Что же предпринять в таких условиях? Можно использовать гаджеты на благо учебного процесса. Когда дети с клиповым мышлением, привыкшие смотреть в инстаграме и тик-токе 15-ти секундные красочные видео смогут совершенно легко сочетать восприятие материалы не только в учебнике, но и на экране.

Девочки и мальчики

Немного статистики и гендерных особенностей. Интенсивные школьные занятия — весьма непростое дело, особенно для мальчиков. Им сложно концентрироваться и быть усидчивыми. Начиная с 1980-х годов, как показало исследование Мичиганского университета, количество мальчиков, не желающих учиться выросло на 71%. Школа должна учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при подаче материала, поскольку механизмы его усвоения у всех детей разные.

И мальчики, и девочки стали приходить в начальную школу все более реактивными, со слабым социальными и вербальными навыками. Здесь, конечно, не последнюю роль сыграло взаимодействие с гаджетами. Многим детям гаджеты заменили полностью игру с игрушками и общение со сверстниками. Таким детям сложнее сидеть на уроке и усваивать материал.

Время активных игр в школе сильно урезали. Это случилось еще до карантина. Сейчас, в новые времена, дети совсем лишены активности. Многие первоклашки жалуются на то, что из класса нельзя на перемене выходить, а бегать в классе учитель не разрешает. Куда сбрасывать накопившуюся энергию за время урока — непонятно. Вероятнее всего будут страдать эмоции и настроение ребенка уже после школы. Сегодня дети находятся на улице во время перемены в два раза меньше чем даже поколение 1990-х. Признаться по-правде, у детей совсем нет передышки. Вначале уроки, потом кружки, потом дома снова уроки. И так по кругу. Надо заметить, что состояние здоровья современных детей вовсе не улучшилось по сравнению с предыдущим поколением.

Средняя школа

Средняя школа — один из самых сложных этапов и для детей, и для родителей. Здесь появляются проблемы другого рода. Детям для усвоения материала важно «все потрогать руками», особенно в таких предметах как химия, физика, биология. Исследовательская база в школах фактически отсутствует, дети не углубляются и не влюбляются в науки, а значит не усваивают знания. Их деятельность разворачивается вокруг заучивания фактов и цифр из учебников. При наличии интернета учителя могли бы сочетать видео-материалы и говорить об актуальных открытиях из мира науки. Однако в государственных школах царит жесткая бюрократия, если этого не написано в методичке, значит нельзя. Один молодой учитель музыки поделился однажды со мной: «Прийдя в школу я горел разными идеями и пытался воплощать их на уроках, видел, что и детям это нравилось. Ставил Моцарта в обработке современной, потом мы проводили бурные дискуссии с детьми о том, какая версия произведения лучше. За свою инициативу я получил выговор от завуча школы. В дальнейшем мне предложили самому написать заявления об увольнении».

Подростковый возраст имеет самую важную жизненную потребность — строить отношения в мире. Когда семейная система ребенком уже изучена, ему важно научиться общаться со сверстниками и другими старшими людьми. Чем может помочь школа? Учитель — это человек, который может стать проводником и наставником, а для детского коллектива — медиатором и тренером по жизни. Общаться с детьми невероятно интересно, но конечно, нужны мотивация и желание. Если вы спросите у ребенка: «Какой твой любимой урок в школе?», то в ответ услышите название того урока, в учителя которого ребенок «влюблен». Вначале отношения, а потом знания — так работает наш мозг.

Четыре «К» для новой школы

В новом, быстро меняющемся мире сложно предугадать, какие профессии останутся актуальными, а какие исчезнут уже через 7-10 лет. Этого не может знать и школа, конечно. Поэтому детям важно для будущего развивать 4 качества. Я называю это принципом 4-К.

1. Креативность: уметь работать из правого полушария — создавать идеи, придумывать нестандартные решения, творить и сочинять;

2. Коммуникация: уметь общаться с людьми, обладать эмпатией и развивать эмоциональный интеллект;

3. Кооперация: уметь работать в команде с людьми и правильно распределять обязанности, что бы прийти к общему положительному результату;

4. Критическое мышление: уметь взвешивать, сомневаться и перепроверять информацию, которой сейчас очень много. И отсеивать не нужное, сосредотачиваясь на главном для себя.

Если всему этому учит ваша школа — бегите туда и смело рекомендуйте другим!