Светлана Павелецкая: “Быть женщиной не значит быть удобной”

Как делать карьеру и оставаться женщиной

Я не разделяю радикально феминистических взглядов и отношу себя к тем, кто остается в категории “девочка-девочка” в любых ситуациях. Быть женщиной и строить карьеру для меня — совершенно не противоречащие друг другу вещи. Быть женщиной — значит иметь ряд специфических трудностей и ряд специфических преимуществ. Мы сегодня живем в мужском мире, но нам с мужчинами не нужно бороться. Нам в этом мире жить и работать всем вместе — созидательная сила во взаимодействии.

Я считаю себя успешным человеком: я была членом правления крупной медиа-группы, я остаюсь акционером этой медиа-группы, я являюсь собственником одного из самых успешных украинских издательств, сейчас я — СЕО единственного в Украине института, который профессионально занимается социальными технологиями. Весь этот путь, всю эту работу я сделала, не переставая комфортно ощущать себя “девочкой”. Поэтому, не думаю, что кому-то ради успеха нужно переставать быть собой.

Мужчины и женщины действительно разные, в силу той же физиологии. Наш женский мозг устроен иначе. И этой инаковостью нужно пользоваться, она — наша. Пытаться быть как мужчина — это пытаться быть не-собой, в том числе и на работе.

Женский тип лидерства

Быть женщиной-руководителем — не значит быть “мамочкой”. Как минимум потому, что все мамы разные. Быть руководителем — это быть руководителем. Точка. В этом главное — понимать, что вы работаете не со штатными единицами, а с людьми.

У женщин более развита эмпатия и это наша сильная сторона. К нам могут тянуться, привязываться эмоционально, мы можем с помощью эмпатии убирать блок “я начальник, ты — подчиненный”, мешающий эффективному взаимодействию. Мое главное правило: помнить, что человек — это не функция, что человек может допускать ошибки, иногда плохо делать свою работу. Больше всего в сотрудниках я ценю надежность и честность. Я готова давать им больше, но они знают, что и потребовать я могу больше.

Такое взаимодействие — это партнерство, но в любом партнерстве границы и разграничение компетенций очень важны. Даже если вы с коллегами и сотрудниками проводите время вне работы, отдыхаете вместе, помните, что хорошие отношения с подчиненными не равны дружбе. Чтобы вас не воспринимали слишком мягкой, приходится периодически напоминать о субординации. Ведь если ты начальник, тебе иногда приходится принимать непопулярные решения, которыми кто-то всегда недоволен.

Эмпатия — это инструмент, ты не можешь просто быть милой. Надо быть комфортным руководителем — тем, с кем охотно работают, кто помогает в решении проблем, с которыми приходят сотрудники, но не столько в силу симпатий к ним, сколько потому что проблемы — это снижение эффективности.

Деловой имидж

Если вы — женщина, то имеете полное право выглядеть женственно, в том числе, на работе. Я, например, люблю платья, туфли на каблуках, украшения. Я ношу все это на работу. Мне нравится то, как я выгляжу. Мне важно быть красивой. Это часть меня и я уверенно делаю на этом акцент. Но ведь есть женщины, для которых это неважно, которым нравится выглядеть по-другому. Это тоже нормально. Я лишь против того, чтобы мы намеренно ограничивали себя в самовыражении через внешность.

Для меня внешние женские атрибут — это инструмент. Если я знаю, что на деловой встрече я добьюсь большего, если буду больше улыбаться — я буду больше улыбаться. Меня это не унижает, не делает меня глупее. Осознавать свои сильные стороны — умно, а вот блокировать их только потому что у кого-то их нет — это как раз глупо.

Уход за собой — это вопрос дисциплины и системы. От дисциплины и системы на 80% зависит успех. Если вам важен уход за собой — вы планируете время и не пропускаете, например, косметолога. Для меня выглядеть хорошо — часть моей работы в публичной сфере. Есть счастливые женщины, которые самостоятельно ухаживают за собой с отличным результатом. Я к ним, к сожалению, не отношусь, мне нужна помощь специалистов, поэтому у меня есть график: косметолог, парикмахер, маникюр и так далее.

Быть женщиной не значит быть удобной

Резать ли бутерброды на работе, “ты же девочка”? У меня на работе мужчины не обращаются и не обращались с таким запросом ко мне, потому что всем известно, что с ножом я обращаюсь очень неумело. Быть женщиной в коллективе — это понимать свои дополнительные преимущества. Лично я не готовлю сейчас. Меня кормят другие. Решите, интересно ли готовить, например, вам. Если нет — не боритесь с тем, что вас принуждают резать бутерброды, не режьте их — и все. Женщина должна быть удобной для самой себя.

Многие наши страдания — от лени или от неуверенности. Но у меня, например, есть сотрудницы, которым важно заботиться, в том числе, например, приготовив еду для кого-то. Что ж — они это с удовольствием делают, окружающие им благодарны. Если вам, наоборот, не по себе от просьб, адресованных к вашей стереотипной женской роли, попробуйте сказать: “Мне будет очень приятно, если это сделаешь ты”. Это мягкий вариант. Можно, если вы чувствуете, что это очень важно для кого-то, пойти и сделать, что просят. Можно, конечно, жестко сказать, что мол, у вас, коллега, есть все возможности, чтобы приготовить пресловутые бутерброды самому.

Много раз в работе на меня пытались надавить, рассчитывая на “природную” женскую уступчивость в переговорах, например. Очень важно знать это заранее — на вас часто будут хотеть надавить, ожидая от женщины мягкости. Зная о том, чего от вас ждут — превратите их ожидания в свое преимущество.

Семья карьеристки

Я — противник историй про баланс, я считаю, что жизнь — это динамичный, движущийся комплекс разных сфер, как только вы начинаете искать возможность их уравновесить — вы тотчас проигрываете. Поэтому у меня нет четкого количества часов в неделю на себя, на ребенка, на работу — я просто живу своей жизнью и стараюсь все успевать. Ради баланса же приходится чем-то жертвовать, а понятие жертвы мне совсем не нравится.

Если вы находитесь в фазе активного построения карьеры, вам придется объяснить своей семье насколько вам важна ваша работа и ваша реализованность для того, чтобы быть счастливой. Мой ребенок, например, понимает это: я вышла первый раз на работу, когда ему было 10 дней, в командировку уехала впервые, когда ему исполнилось шесть месяцев. Мне было плохо без работы, работа — это то, что меня драйвит. Работа важна для того, чтобы я чувствовала себя счастливой.

Мой сын знает, что я работаю, почему я работаю, что он имеет благодаря моей работе. Для того, чтобы развлекаться, ездить в поездки, покупать айфоны нужно много работать. Думаю, что имеет смысл доносить это до детей.

При этом у меня много подруг, которым не нужна для счастья карьера. Им не нужно ничего никому доказывать, соревноваться. Им хорошо быть дома, быть в декрете. И это прекрасно, раз это им подходит. Самая плохая идея — это примерять на себя чью-то историю успеха. Для того, чтобы быть успешной и счастливой, нужно прежде всего понять, кто ты. Если вы — человек, которому важно быть успешным и реализованным в профессии — объясните это дома и спокойно работайте. Если же дома вас с этим не примут, например, ваш муж против — поверьте, вы не будете счастливы, если уступите ему. Если вы счастливы от того, что вы дома, что вы — мама 24/7 — выбирайте быть дома. Только не чувствуйте себя несчастной потому что боитесь выбрать себя из-за каких-то надуманных социальных норм. Не страдайте — выбирайте то, что вас делает счастливой.

 

Мы в Facebook