Цена красоты: как женщины перестают быть собой

Как маркетинг украл нашу индивидуальность

13.01.2020

Сегодня, более чем когда-либо ранее женщины подвергаются чрезвычайному давлению, которое вынуждает их выглядеть изящными, модными и молодыми. Эта одержимость внешностью зашла уже слишком далеко.

Выглядеть красиво – хочет каждая женщина. Для этого мы используем косметику и модную одежду, ходим в салоны красоты и SPA, уделяем себе время. Все, от Клеопатры и ее служанок до Саманты Кэмерон и Шерил Коул, иногда стремились к тому, чтобы вскружить головы. Один мужчина однажды сказал: «Женщинам повезло. Им стоит только нанести красную помаду, и все меняется».

Но разве эта женская способность к трансформации, которая в XXI веке набирает невероятные обороты, должна нарушать здоровые отношения с самой собой? Девушки и женщины всех возрастов и классов зажимаются в тиски моды, тратя все больше времени, денег и энергии просто, чтобы соответствовать растущему спросу на гомогенизированный идеал красоты. Косметическая хирургия, сверхскоростная диета, жесткие программы упражнений, постоянно меняющаяся мода… Нам, действительно, нужно думать, что мы этого стоим?! Правда в том, что феминизм всегда боролся с этой загадкой.

Как и большинство современных феминисток, писатель Линда Грант не видит ничего плохого в желании выглядеть как можно лучше. «Выбирая диван для дома, мы хотим выбрать самый лучший, который только сможем найти. То же самое относится и к нашему подходу к одежде, прическе или макияжу. Но когда стремление выглядеть хорошо заходит слишком далеко, он начинает сводить с ума». Любая женщина получает удовольствие от новой помады или пары красивых туфель, но иногда баланс между удовольствием и приложенными усилиями выходит из-под контроля.

На пластических хирургов ежегодно тратятся миллиарды. Увеличение груди, подтяжки живота, инъекции от морщин стали обыденным делом и уже давно перешли из мира шоу-бизнеса в массы. Сара Фрити, исполнительный продюсер одного из реалити-шоу, в котором женщины, одержимые красотой, сравниваются с людьми, у которых есть недостатки на лице, говорит: «Молодые женщины видят, как знаменитости делают эти вещи, и хотят делать тоже самое». Возможно, им не удастся попасть на телевидение или выйти замуж за футболиста, но они могут смоделировать свою внешность такой, какими они хотят себя видеть. Прежде чем думать о том, что это делают только молодые, глупые девушки без разумных карьерных или жизненных амбиций, подумайте о своих взглядах. Давно известно, что привлекательные мужчины и женщины зарабатывают больше, чем менее привлекательные люди с одинаковой квалификацией. «Мы все вынуждены хорошо выглядеть, но то, как мы стремимся выглядеть хорошо, становится все более экстремальным», — говорит Фрити.

Сьюзи Орбах – психоаналитик и психотерапевт, которая много писала о сложных отношениях женщин с едой и их телом, считает, что изображения, с которыми мы сталкиваемся каждый день – в Интернете, на телевидении, в печатных изданиях, на рекламных щитах – приводят нас к жестоким самокритичным сравнениям. «Гламур перестал быть тем, что мы ценим в других и пытаемся время от времени примерить на себя. Многие женщины теперь чувствуют, что должны жить в нем 24/7 и в любом возрасте», — говорит Орбах. «Девушки и женщины теперь оценивают свое тело со стороны и критикуют его, сравнивая с изображениями, которые они видят повсюду».

Создается ощущение, что все рынки сегодня увидели эту ситуацию и начали развивать ее, чтобы одежда и макияж, а не достижения, стали символами женской власти. Таким образом, вместо того, чтобы использовать одежду по своему усмотрению, женщины оказались в рамках более высоких стандартов. Политики, бизнесмены, телевизионные журналисты – их всех судят по внешности.

Женщины здесь попадают в двойную ловушку. От них ожидают соответствия все более высоким стандартам красоты, а затем за это же и осуждают. За последние 25 лет мода прочно удерживала мейнстрим. Поэтому не случайным является то, что борьба женщин со своим телом усилилась. Многие опросы показывают, что все большее число женщин недовольны тем, как они выглядят, и возраст этого недовольства становится моложе.

Доктор Арик Сигман , член Общества биологии, недавно написал, что просмотр большого количества изображений худых знаменитостей и моделей оказывает вредное психологическое воздействие на женщин, а также биологическое воздействие на префронтальную кору головного мозга. «Обычным женщинам показывали изображения моделей в бикини и просили представить, что они похожи друг с другом. Если модель имела избыточный вес, часть мозга, связанная с эмоциональными реакциями, такими как несчастье, проявляла повышенную активность у всех женщин».

Бывшая ведущая модного шоу Кэрин Франклин любит моду, но не любит то, как маркетинг украл нашу индивидуальность. «Мы – это то, кем мы есть, а не то, что мы носим», — говорит Кэрин. «Кажется, сейчас мир гораздо более коммерческий. И я беспокоюсь о том, как это влияет на женщин». Мы все знаем, что красивая одежда или время, проведенное в салоне, поднимают нам настроение. Как говорит Линда Грант, британская писательница и журналист, мода – это весело. «Это женская версия спорта. Она должна заставлять вас чувствовать себя так же, как чувствуют себя мужчины, когда их команда побеждает». Через моду мы можем выражать свой вкус и чувственность. Но относиться к этому слишком серьезно – до такой степени, чтобы никогда не быть удовлетворенной собой и постоянно стремиться достичь какой-то универсальный стандарт ограниченного совершенства, — это своего рода безумие. «Мода должна быть на службе у женщин, а не наоборот», — говорит Грант. И она права.