Цифровой интеллект: 8 digital-навыков, которые пригодятся современному поколению детей

И план, по которому их этим навыкам учить

Еще одно поколение тому назад IT и цифровые технологии были нишевыми навыками. Теперь они определяют успех во многих сферах деятельности. Педагоги даже выделяют такое понятие, как DQ (digital intelligence) — цифровой интеллект. 

DQ включает в себя три базовых уровня: цифровое гражданство — то есть способность использовать цифровые технологии и медиа безопасно, ответственно и эффективно; цифровая креативность — способность стать частью цифровой экосистемы путем создания нового контента и претворяя идеи в реальность с помощью цифровых инструментов; цифровое предпринимательство — способность использовать цифровые технологии и медиа для решения глобальных проблем и создания новых возможностей.

Почему мы игнорируем цифровое гражданство?

Из трех уровней лучше всего изучается цифровая креативность, потому что все больше школ нагружают программу курсами компьютерной грамотности, программирования и даже робототехники, все это — в оптике будущего трудоустройства. Цифровое предпринимательство тоже активно пропагандируется, особенно во многих вузах или последипломных курсах. А вот навыкам цифрового гражданства наших детей мало кто учит, а ведь это основа их безопасного и продуктивного пребывания в виртуальном мире, и начинать учить им нужно, как только ребенок получает доступ к первому электронному девайсу.

Цифровые навыки, необходимые детям

Преподаватели почему-то думают, что дети сами научатся этим навыкам или что этому их научат родители. Тем не менее родители часто и сами не очень-то ориентируются в данной теме, поэтому не могут соответствующим образом снабдить детей необходимыми знаниями. Маленькие дети часто оказываются в зоне кибер-риска: зависимость от гаджетов, кибербуллинг и приставания. Они также перенимают негативные модели поведения, которые сказываются на их взаимоотношениях с другими. Какие же digital-навыки пригодятся нашим детям?

Digital-личность

Способность создать и поддерживать здоровую индивидуальность как в виртуальном мире, так и офлайн.

Управление временем, проведенным перед экраном

Способность распределять время у экрана девайса, справляться с мультитаскингом, развивать самоконтроль для предотвращения игровой зависимости и бесцельному «шатанию» в соцсетях.

Противостояние кибербуллингу

Способность распознавать признаки кибербуллинга и правильно на них реагировать.

Кибербезопасность

Способность защитить свои данные с помощью надежных паролей, нейтрализовать разные кибератаки.

Защита частной жизни

Способность правильно распоряжаться собственной частной информацией в сети с целью защиты частной жизни.

Критическое мышление

Способность отличать правдивую информацию от фальшивой, хороший контент от вредного, надежные и сомнительные онлайн-контакты.

Цифровые следы

Способность понимать происхождение цифровых следов (это электронные письма, тексты, сообщения в блогах, твиты, фотографии, комментарии к видео на Youtube, лайки в Facebook, а также статистика посещения веб-сайта, история поисковых запросов, записи о передвижениях людей, о телефонных звонках) и последствия их снятия в реальной жизни, ответственное к ним отношение.

Digital-эмпатия

Способность проявлять сопереживание к своим собственным — и других —  нуждам и чувствам, выраженным онлайн.

С обучением digital-навыкам ждать не стоит, потому что времени на это нет: дети уже полностью погружены в цифровой мир и сами становятся тем, чем наш мир будет завтра. Нам нужно снабдить их необходимыми навыками и поддержать их, чтобы завтрашний мир был комфортным и безопасным для них.

Источник: weforum.org

— Читайте также: Восемнадцатилетний капитан: 8 навыков, которыми должен обладать подросток, вступающий во взрослую жизнь

Мы в Facebook