Почему дети массово не справляются с учебной нагрузкой

Как изменить отношение к дистанционному обучению

06.10.2020

Автор Екатерина Гольцберг, аналитический психолог, президент профессиональной ассоциации детских аналитических психологов

Пролетел первый месяц учебного года и снова родителям стало тревожно: пандемия свирепствует, учителя болеют и, не ровен час, снова придется перейти на дистанционное обучение, а значит, учебе опять придет конец. Почему же так? Почему даже при условии, что ребенок учится в хорошей школе с хорошо организованным дистанционным обучением, все становится таким безнадежным и дети массово не справляются с учебной нагрузкой?

Боюсь, что такие установки даем им именно мы – родители. Это мы делаем дистанционную учебу необязательной и неважной, потому что сами так к ней относимся. Относимся, как к временной опции, которая вот-вот закончится. Но не тут-то было…


Есть такое расхожее выражение: «Нет ничего более постоянного, чем временное». И эта формула въедается в наше сознание, и дает нам сигнал, что жизнь временно поставлена на паузу. Единственное, что об этой паузе не знает и её не учитывает – это само время. Оно все равно идет, невзирая на игры нашего сознания. Это похоже на поход с ребенком на прививку. Мы говорим малышу: потерпи, сейчас сделают тебе больно, а потом снова будет хорошо и весело, ты только немного потерпи. И ребенок замирает. Вот и с карантином так же: потерпите, скоро станет лучше, говорят нам, и мы передаем эту «истину» детям. И они терпят. Но пока они терпят, они не могут учиться. Они замирают в ожидании улучшения.

установить четкие дедлайны — крайний срок пребывания в данных условиях

Мы, взрослые, значительно легче адаптируемся к новым условиям, но, несмотря на это, нам тоже достаточно трудно воспринимать временность какой-то ситуации. А детям жить в состоянии нестабильности значительно сложнее. Для того, чтобы ребенок не продуцировал тревогу, нам важно относиться к переходу в данные условия не как к временному явлению, а как постоянному. Если это невозможно, то важно установить четкие дедлайны — крайний срок пребывания в данных условиях. Так ребенку будет значительно проще принять эту «временность». Иначе такое нестабильное положение может менять отношение не только к самой учебе, а и мешать ребенку сконцентрироваться на главных задачах из-за возникающей тревоги. Тревоги, связанной с невозможностью ощутить стабильность и предсказуемость событий. Ребенок очень в ней нуждается, так как развитие происходит из точки покоя. А в состоянии «временности», даже у взрослых может возникнуть так называемый «синдром отложенной жизни».


Синдром отложенной жизни означает, что человек, который ему подвержен, живет скорее в не настоящем, а в мечтах о неком будущем. Он как бы откладывает свою жизнь на потом, после того как наступит то самое «вот когда…», некий фактор Х. Суть синдрома отложенной жизни заключается в том, что поиск возможностей и компромиссов считается не обязательным условием именно сейчас, а сможет реализоваться лишь тогда, когда фактор Х произойдет. Вот, например, окончится карантин, и я снова буду учиться. А пока ждем лучших времен. Синдром отложенной жизни мешает жить настоящим, получать удовольствие от реальных событий, ведет к потере времени, упущенным возможностям, а также может давать ложные приоритеты и маскировать некоторые психологические проблемы, например, реальное отсутствие мотивации к учебе у детей. Получается, что и без карантина, плохо мотивированный ребенок, начинает искать объяснение своему ничегонеделанию в том, что вот закончится карантин и я все начну сразу учить. Не начнет. Потому что привычка формируется за 12 недель и эти 12 недель уже прошли. И важно уже сейчас поменять приоритеты. Даже если все, что происходит нам не нравится. Даже если само дистанционное образование далеко от совершенства.

Надо также отметить, что современным детям свойственна дискретность, т. е. они нуждаются в четком плане действий и, если такой отсутствует, они начинают тревожиться и даже впадать в истерику. Дискретность — это алгоритмичность действий, желание выстроить свой план или сценарий для того, чтобы убрать тревогу за будущее. Поэтому важно обсудить с ребенком, что его учебные задачи не изменились, изменилась лишь форма взаимодействия с учителем и школой. И составить конкретный реальный план на ближайший учебный год, поставить задачи и организовать обучение. Тогда через год нам не будет мучительно больно за бесцельно проведенное время.

 

Читайте также: Как распознать школьный невроз

Новини партнерів