Сегодня много говорят о реформировании среднего образования в Украине, а как обстоят дела с высшим? Какие школы внедряют образовательные инновации и почему все профи, как один, уверяют, что украинские дипломы «обесценились»? На эти вопросы отвечает Владимир Спиваковский — ученый, бизнесмен, писатель Президент корпорации Гранд.
О реформировании образования в Украине
Увы, сами мы с реформами не справимся. Надо пригласить к нам филиалы из топ-100 лучших вузов мира, чтобы нам стало понятно, как должно быть устроено высшее образование мирового уровня. Какая учебная атмосфера, какое техническое оснащение лабораторий, как проводятся занятия, какая аура в аудитории, какие профессора и стилистика их общения со студентами, как и за что выставляются оценки, и т.д. За много лет мы уже поняли, скажем, в строительстве, что собой представляет «евроремонт» и натяжной потолок, и чем он отличается от побелки потолка синькой. Вот такой же путь нам предстоит пройти и в образовании.
Что касается реформирования школьного образования, то для этого нужно иметь ответы на 7 ключевых базовых вопросов:
1. Чему учить?
2. Как учить?
Останні новини
- Натхнені історії про величних жінок: 5 фільмів, які має переглянути кожна кар’єристка
- Рецепт сирного фондю у гарбузі
- «Жовтолика»: роман Ребекки Кван незабаром екранізують
- Мозаїка з орнаментами трипільської культури прикрасить місто Українка
- Єпископ УГКЦ Микола Бичок стане наймолодшим кардиналом у світі Новости на главной
3. Кем учить?
4. Зачем учить?
5. Как управлять?
6. Как финансировать?
7. Какой в конце должен быть получен результат?
В данном случае надо применить метод «пилотных проектов», — то есть, не реформировать сразу все и везде, а определить в каждой области по 5 школ, в каждой из которых начать внедрение нескольких инноваций. После первого экспериментального года определить, что получилось и что не получилось, потом скорректировать и вовлечь в реформу еще 20% школ, в которых продвигать дальше реформаторские инновации. А в третьем году завершить это внедрение. И только после этого утверждать законы парламентом, а не наоборот.
Страна должна определить для себя уровень своих амбиций: или косметический ремонт, или существенное улучшение всех блоков системы образования, или создание системы образования мирового уровня. Тогда станет ясно, что и как делать и сколько на это нужно ресурсов.
На всякий случай скажу, что все эти разработки и полная концепция у нас есть, и мы уже проводим такую реформу в отдельно взятой Киевской области (село Путривка). Так что все возможно сделать быстро и на результат.
О том, что стоит изменить в среднем образовании
Увы, наша система образования выдает в качестве своего результата 80% брака. У нас низкое качество и в среднем, и в высшем образовании. Просто никто почему-то не знает – чему, как и зачем учить.
С садиками ничего особенного делать не надо. Просто их должно быть достаточное количество (сейчас их катастрофически не хватает). А специалисты в детских садах и методики раннего развития у нас развиты неплохо. В средней школе нужно экстренно решить 7 вопросов, которые я отметил ранее.
В среднем образовании лидерами в мире являются финская и азиатская системы. Какую-то отдельную систему перенимать не стоит.
Нам надо поступить хитрее и внедрить формулу: 20% финской + 20% сингапурской + 60% нашей отечественной. Это будет вкусный образовательный коктейль. Без брака.
О том, что стоит изменить в высшем образовании
Нам нужно привлечь в страну филиалы нескольких ведущих западных вузов, чтобы наши профессора у них научились, каким должно быть настоящее университетское образование. Наши вузы, даже брендовые, дают образование низкого качества, поэтому, как работодатель, могу скажу, что я никогда дипломы не смотрю.Однако если кто-то скажет, что он окончил Стэнфорд, то я буду ожидать от такого работника особенных достижений и в работе, с соответствующей ему оплатой.
Что касается теории и практики в преподавании, то должно быть и то, и другое. Что-то одно –ущербно. Лучший формат – это смешанное обучение: 80% онлайн + 20% офлайн (общение с профессорами и диагностика).
Об украинских и западных вузах
В западных вузах уже никто не пишет конспектов, там нет рефератного бизнеса, нет взяток за экзамены. Там не списывают и не копипастят, не пропускают лекции, выискивая этому оправдания. В западных вузах студенты сами от профессоров вымогают знания, а последние учат тому, что нужно знать для будущей работы. В иностранных университетах мотивация учиться вообще не обсуждается, она естественна. Там от прилежания, ума и рвения – прямая зависимость, где студент потом будет работать: в банке или на автозаправке. Можем ли мы допустить такое у себя? Конечно, да. Просто реформа системы образования – это не какой-то один написанный закон, даже самый замечательный, а быстрое достижение вышеописанных целей. Почему же у нас ничего не получается? Потому что ни в одном законе нельзя учесть, что вместо такого-то предмета должен быть такой-то кейс. А вместо такого-то профессора должен быть совсем другой преподаватель-практик. И вообще, вместе с умными книжками должна быть какая-то реальная практика. А впереди должна маячить нормальная работа и перспективы.
О том, как мотивировать подростка учиться
1. Создавать особое образовательное пространство, в котором детям комфортно и полезно учиться. Самое модное сейчас в образовании – слово «дизайн».
2. Переходить от скучных предметов к многослойным модным кейсам, как в Гипермаркете Знаний edufuture.biz.
3. Поменять функционал учителей, превратив их в коучей и тренеров, а не урокодателей.
4. Необходимо модернизировать образовательные технологии с архаичных на современные, мотивирующие.
5. Надо поменять оценивание на диагностику. Неправильно оценивать знания-умения в конце года, когда уже ничего нельзя изменить. Правильно – оценивать в начале учебного года, разрабатывать индивидуальный план личностного роста, и в конце года смотреть на результат. Тогда и возникает мотивация и понимание – зачем человек учится.
6. Результатом обучение не может быть только ВНО. Родители и работодатели хотели бы, чтобы выпускник школы/вуза был эрудированным, смекалистым, креативным, общительным, умел выбирать приоритеты, умел учиться и достигать целей.
То есть, чтобы на вопрос «а ты это знаешь?», он отвечал бы не как обычно… «знал, да забыл». А вот так: «да…, вот это знаю, это умею, это могу, это сделаю – будете довольны». Тогда все были бы удовлетворенны такой реформой образования.