Звездные команды: Как работать с хорошими людьми в плохие времена

Самые актуальные рекомендации для HR-департаментов и руководителей

Елена Добророднева, бизнес-тренер, руководитель проекта U-Future

Звездная команда — это не обязательно сборная супергероев. Это команда, которая готова меняться, перестраиваться и быть нацеленной на результат. Звездные команды не складываются случайно — с любым коллективом нужно уметь работать так, чтобы он стал звездным. Как это сделать в новых, непростых для бизнеса, условиях пандемии, рассказывает бизнес-тренер, Директор по организационному развитию U-Future Елена Добророднева.

Главные ошибки лидера

Главное, что должен уметь делать любой руководитель — это взаимодействовать с командой: давать обратную связь и формулировать правильные запросы. Очень часто руководители допускают следующие ошибки:

  • Руководитель думает, что может справится со всеми сложными вопросами сам.
  • Руководитель слишком активно настаивает на своем мнении.
  • Руководитель уверен, что все сотрудники без дополнительных усилий понимают стратегию и знают, что от них ожидается.

Руководители с подобными установками, при всей харизме и профессионализме, часто не осознают, что сами являются узким “бутылочным горлышком”. Кроме того, именно эти ошибки в установках приводят к пассивности и страхам внутри коллектива.

Базовые инструменты для руководителя малого бизнеса

Часто, говоря о звездных командах и их лидерах, мы представляем себе большие корпорации. А если речь о малом бизнесе, например, о мини-команде в 4 человека? Допустим, у нас имеется руководитель, его заместитель-менеджер и два функциональных специалиста. Как этой “маленькой стае” стать звездной? Для этого руководителю стоит позаботиться о следующем:

1. Определить стратегию развития компании в диалоге с командой

Куда мы движемся, с кем мы работаем, через какие каналы работаем, какова наша цель на рынке. Часто, проговаривая эти моменты, руководитель впервые начинает четко понимать, как живет и развивается его бизнес.

2. Создавать общее ментальное поле

Люди в команде должны понимать друг друга с полуслова. Не должно быть неясных концепций и незнакомых слов. Периодически стоит совместно читать и обсуждать одни и те же книги, проходить вместе обучение, ездить в образовательные поездки на предприятия, у которых есть чему поучиться.

3. Регулярно проводить встречи по планированию и подведению итогов.

У команд должна быть динамика: четкий план на неделю и анализ сделанного.

Атмосфера доверия

Отдельного внимания заслуживает создание в команде атмосферы доверия. Тест на доверие — когда люди не боятся высказываться об ошибках. Как этого достичь — спокойно разбираться не с человеком, сделавшим ошибку, а с причиной ее возникновения.

Ругать сотрудников бесполезно — это не мотивирует, а блокирует, особенно если руководитель учиняет “публичную порку”. Никто не хочет работать плохо. Человек либо не понимает, что вы от него хотите, потому что вы плохо объяснили, либо, в редких случаях, действительно не подходит для этой работы и тогда надо прощаться и стараться улавливать эту “профнепригодность” еще во время испытательного срока. Для повышения эффективности сотруднику максимально четко нужно доносить приоритетность задач, процент времени, который нужно отвести на выполнение каждой. Также важно создавать условия для понимания задач других подразделений, такие себе регулярные точки сверки.

Звездный сотрудник

Допустим, вы имеете проблемы в определенном направлении бизнеса и решаете взять звездного сотрудника. Чего от него ожидать?

  • высокой энергии
  • способности работать в условиях неопределенности
  • решения сложных комплексных задач

Чего от “звезды” ожидать не стоит?

  • того, что он никогда не допустит ошибок. Допустит, потому что все допускают. Первый раз ошибиться простительно, часто даже полезно. Но повториться это больше не должно.
  • того, что он телепатически синхронизируется с вами и остальной командой. Этого точно не произойдет. Поэтому надо все показывать и рассказывать.

Как же найти этого звездного игрока среди множества соискателей? Ищите любознательных людей. Если вы на собеседовании в разговоре с кандидатом ничего нового для себя не услышали, он — не тот, кто вам нужен.

Команды в условиях пандемии

Основная задача собственника, руководителя бизнеса в кризисный период — это сохранить бизнес, не дать ему разориться и закрыться. Пандемия, как любой кризис — это для бизнеса “военное положение”. А во время военного положения чем-то приходится жертвовать, а что-то поддерживать всеми силами. К сожалению, в такие периоды часто приходится скрепя сердце, урезать зарплаты, сокращать, увольнять персонал. Руководителю нужно думать глобально. Смотреть, без каких подразделений и специалистов компания точно пострадает или не сможет работать.

Во время кризиса в бизнесе санкции касаются всех: руководитель не может предложить “работать за еду”, а сам ни в чем себе не отказывать. С другой стороны — я против “уравниловки”: если подразделение или специалисты работают “в поте лица” на сохранение или развитие бизнеса, то было бы неправильно сокращать их или урезать зарплату наравне с теми, без кого в кризис компания может обойтись. К сожалению, в этой ситуации всех сотрудников не удовлетворишь, всегда кто-то будет недоволен. Но руководитель — вы и только вам решать, кто войдет в состав вашей звездной команды.

 

Мы в Facebook