«Абонент недоступен»: Как перестать страдать трудоголизмом

Рассматриваем проблему на опыте Франции

Отвечать или не отвечать на звонки и сообщения в нерабочее время? Многие работодатели и клиенты считают, что специалист должен быть на связи 24 часа в сутки и семь дней в неделю. А вот во Франции недавно приняли закон, в котором говорится, что компании и организации не имеют права требовать от сотрудников обработки электронной корреспонденции в нерабочее время.

Новые технологии упростили нам круглосуточное пребывание в «зоне доступа» для рабочих вопросов даже когда мы дома, в театре или на пляже. В до-смартфоновую эру мало кто ожидал, что будет мгновенно реагировать на электронные сообщения. Но теперь мы все конвульсивно проверяем уведомления, почту, мессенджеры. Мы постоянно заняты и часто это значит никогда не прекращающуюся связь с рабочим местом. А вот во Франции Парламент позаботился о своих гражданах, приняв закон, предписывающий компаниям и организациям, в которых работает более 50-ти человек, четко установить, что такое «рабочие часы»: вне этого времени работники не обязаны отвечать на электронные сообщения от боссов, клиентов, коллег.

Причиной установления нормы стали выводы специалистов о том, что постоянное, в том числе и «виртуальное», присутствие на работе провоцирует стресс, выгорание, бессонницу и ухудшает отношения в семье. Депутат французского парламента Бенуа Амон высказался в связи с принятием закона: «Сотрудники физически покидают офис, а фактически остаются на работе. Они привязаны к рабочему месту «электронной цепью», словно собаки. Сообщения, уведомления, емейлы — они заполоняют вашу жизнь так, что рано или поздно вы ломаетесь.»

Комментирует ситуацию психотерапевтка, коучка Юлия Савчук

Смешивание контекстов — это одна из очень важных причин повышения уровня тревожности у современного делового человека. Вера в то, что «все возможно» и «все можно совместить» и «везде можно преуспеть» привела нас к тому, что мы перестали разграничивать области своей жизни. А это влечет за собой размытие и психологических границ. У человека пропадает определенность в том, что для него полезно, а что вредно, где можно отпустить контроль и расслабиться, а где нужно сосредоточиться и взять все в свои руки, с какими людьми вести бизнес, а с какими дружить. Так офисы превращаются в игровые площадки (что не плохо, потому что стимулирует креативность, но имеет побочные эффекты в виде нежелания делать рутинную, но обязательную работу, быстрое выгорание и снижение мотивации работать на результат).

А вот личную жизнь люди превращают в нетворкинг и постоянную тревогу о неэффективности потраченного времени. Психологически нам всем нужны определенные ограничения и режим. Если мы их сознательно выбираем и понимаем их цели, то они становятся защитой нашего психологического здоровья.

Думаю, такой закон, во-первых, заботится о состоянии сотрудников, предотвращает их выгорание, снижает уровень стресса, улучшает сон, помогает им заботиться о своих семьях и заниматься спортом или хобби, а значит качественно отдыхать.

Во-вторых, такой закон полезен и для работодателей. По последним исследованиям, счастливые люди работают лучше. То есть, руководители могут рассчитывать на то, что отдохнувшие, выспавшиеся, спокойные сотрудники будут более лояльны к компании и еще много лет будут трудиться на благо тех, кто о них заботится.

Все мы понимаем, что люди, которые хотят быстро построить карьеру, могут работать на износ и не всегда могут отследить свое состояние.

Трудоголизм может быть такой же зависимостью, как и алкоголизм. И если в барах не наливают изрядно выпившим клиентам, то резонно не допускать того, чтобы люди работали сверх нормы и страдали из-за переработок.

По материалам: techbakbak.com

— Читайте также: Нет времени: Гибкий график приводит к чрезмерной рабочей нагрузке