Для многих из нас начало года является стрессом: за плечами год с нерешенными задачами, несбывшимися надеждами, а впереди – сплошная неопределенность. Давайте попробуем собрать уцелевшие за праздники душевные силы, чтобы не только восстановить душевное равновесие, но и попытаться подольше побыть в нем.
Нужно собрать в себе и оставить те положительные эмоции, которые принес праздник
Так заботливо укладывают елочные игрушки, собирая елку после праздников. Целый год мы помним о нарядной елке и ее украшениях, несмотря на то, что сейчас она лежит в темной картонной коробке. Вот так же и с позитивными эмоциями и воспоминаниями – собираем, храним и воскрешаем в памяти в трудных случаях.
Научиться видеть чудо в каждом дне
В тех мелочах, которые мы или не замечаем, или принимаем как должное. Это может быть что угодно – солнечный зимний день и заснеженные деревья, неожиданный звонок от старого друга или посиделки с подружками. Интересная книга, увлекательный фильм, путешествие далеко или близко – все, что может принести позитив, выделяем, запоминаем и храним в себе.
Останні новини
- Алла Горська: українська художниця, яка була вбита режимом СРСР
- Свобода, страх чи проблеми зі здоров’ям? Що означає політ уві сні?
- «Жіночі студії»: в Україні стартував новий феміністичний проєкт
- Короткий зміст: з’явився подкаст про книги без страхів та табу
- Арттерапія вдома: проста вправа від психологині Новости на главной
Конечно, сразу тяжело научиться разбирать полутона в череде дней. Поэтому для начала можно вести дневничок – что хорошего было в уходящем дне. Я, например, училась искать забавное даже в самых обычных вещах. Так, перепалка двух бабуль в трамвае превращалась из банальной склоки в веселую, почти гоголевскую, сценку. Если кажется, что ничего хорошего за день не произошло, можно идти «от противного» и радоваться тому, что не заработала выволочку от шефа, когда он был в дурном расположении духа.
Минимизировать негативные эмоции
К сожалению, те, кто работают, имеют два фронта для получения негатива. Важно при этом не уподобляться канадским лесорубам, которые в лесу думают о дамах, а с дамами разговаривают о лесе. Поэтому есть несколько советов по разделению эмоций рабочих и домашних. В дом работу не носить. Исключение можно сделать для случая, когда происшедшее на работе касается всей семьи и нужно либо обсудить и принять коллективное решение, либо привлечь кого-то в качестве третейского судьи. Использовать ситуацию как бесценный опыт, и извлечь из него уроки.
Три шага, как правильно разделять эмоции на рабочие и домашние
1. Категорически запрещается «пережевывать» эмоции, заклиниваться на них
«Вот если бы я тогда не сказала ему….» или «Если бы можно было повернуть время вспять, конечно, и я бы, и она бы…». Жизнь течет своим чередом и, пока не изобрели машину времени, предаваться мечтам о том, что было бы, если бы…крайне непродуктивно. Рассмотреть ситуацию со всех сторон, применяя логический и системный подход, извлечь из нее уроки, принять их к сведению и жить дальше – прием более продуктивный и менее энергозатратный, чем стенания по поводу давно происшедшего.
Как правило, как только в ситуацию вмешиваются эмоции, логика отступает на задний план. И ситуация начинает напоминать снежный ком – еще раз проживая ситуацию, мы все глубже увязаем в эмоциях. А негатив мы сбрасываем на окружающих, невиновных в нашем плохом настроении. Стоит ли говорить, что ни к чему хорошему это не приведет.
Например, находясь в стрессе от ссоры с подругой, мы приходим на работу и невежливо общаемся с коллегой, который, как нам кажется, лезет не в свое дело или дает неуместные советы. В результате обиженный коллега идет рассказывать о нашем эмоциональном срыве другим, и нам, поостыв, становится стыдно. Но и извиняться в общем-то не хочется: «а чего он полез», «да и поздно уже, все равно всем накаркал». Оправдаться мы вроде оправдались, а на душе гадко. И мы идем сеять негатив дальше. Знакомо?
Чтобы избежать такой ситуации, лучше остановиться после первой же негативной ситуации, завершить ее эмоционально и логически. Ссора с подругой — не ядерная война, поэтому вы сами можете определиться, чего вы ждете от этих взаимоотношений дальше – и, как результат, что нужно предпринять. Если это просто размолвка и вы цените ваши взаимоотношения, значит, вы вполне можете извиниться. Если же ссора только углубила ваше отчуждение, смысла продолжать тяготящие обеих отношения, наверное, не стоит.
Мы часто повторяем одну и ту же ошибку, например, расставшись с подругой детства и осознав неправильность разлуки, в дальнейшем поддерживаем даже те отношения, которые себя изжили. Негативная эмоция, оставшаяся от первого расставания, мешает нам оценить логически качество нынешних отношений и их важность для нас.
Поэтому в каждой ситуации нужно определяться «здесь и сейчас» — что происходит, насколько это значимо для нас, и будет ли это значимо лет через 5-10?
2. Не размениваться на мелочи
Многих из нас выбивают из колеи мелочи. Например, моя знакомая может впасть в отчаяние от сломанного ногтя или зацепки на колготках, которая видна только ей. Подобный перфекционизм досаждал ей и в «мирное время», а сейчас, наверное, просто сводит с ума. Поэтому я предлагаю к подобным мелочам относиться проще. А заодно и пересмотреть список мелочей в сторону увеличения их размера. Если спросить себя: «Что это по сравнению со здоровьем моих близких?» или другими важными вещами, многие мелочи покажутся столь незначительными, что и повода впадать в стресс просто не будет. Это не означает стать безразличной и бездушной сволочью, но и размениваться на мелочи не стоит.
3. Найти друга и советчика
У каждого из нас есть друг или родственник, который умеет парой спокойных фраз поставить нас на место. Ему мы можем позвонить в панике или отчаянии, чтобы, услышав спокойный голос и логические доводы, успокоиться и начинать думать, а не фонтанировать эмоциями.
У психологов есть супервайзер, но, думаю, он полезен каждому из нас. Недаром Валерий Панюшкин сказал:
Найдите кого-то, кому вы верите. Кого-то, кто в нужный момент сможет прийти и сказать: «Ты устала», – и вы поверите. Причем поверите, даже если у вас уже окончательно «снесло башню». Потому что в нормальном состоянии вы и сами понимаете, что устали. А вот в том состоянии, когда вы так устали, что уже не способны соображать, как раз нужен доверенный человек. Кто-то, кто сможет, не пользуясь этим, от чистого сердца дать вам дельный совет или просто выслушать.
Длительный стресс доводит нас до истощения. От эмоциональных бурь мы устаем настолько, что истощаем себя и раздражаем окружающих. Чтобы этого не случилось, нужно заниматься «эмоциональной гигиеной» — поддерживать в себе спокойствие и баланс позитивных и негативных эмоций, как бы сложно это ни было.
На практике это значит уметь находить позитивные эмоции и тщательно работать с негативными эмоциями. Например, проанализировать ситуации, от которых хочется «рычать и кусаться» и выбрать пару-тройку стратегий, позволяющих пережить их без особых эмоций – как рабочие ситуации. Меня, например, жутко бесила давка в утреннем трамвае – крайне неприятно приходить на работу мятой, злой и уже вымотанной. Тогда я придумала себе пару альтернативных маршрутов или мест в трамвае, если у меня нет времени на альтернативу. И либо я выхожу раньше и избегаю давки, либо пользуюсь более длинным, но менее заполненным маршрутом. Либо выбираю себе местечко в трамвае и терпеливо считаю остановки до метро, после которого давки, как правило, не бывает. Это мой осознанный выбор, благодаря которому ситуация из роковой стала рабочей. Да, иногда я на работу по-прежнему приезжаю мятая и с оттоптанными башмаками. Но это меня теперь не бесит.
Итак, чтобы продуктивнее справляться со стрессом нужно:
- Уметь обуздать свои эмоции и для большинства жизненных ситуаций иметь пару решений «про запас». Тогда ужасающая неопределенность может быть заменена выбором решения из уже имеющихся.
- Быть открытой к новому опыту.
- Не бояться совершить ошибку – иногда это шаг в другую перспективу, неожиданное открытие новых путей или горизонтов.
- И не ждать немедленных результатов, даже если вы нацелены на мгновенный результат, успех и достижение новых вершин. Это работает и в профессиональной, и в личной жизни.
Чем больше в вашей жизни спокойствия, осознанного восприятия и готовности к переменам, тем меньше вам страшны житейские бури. Далай-Лама сказал:
Ни при каких обстоятельствах не следует терять надежду. Чувство отчаяния — вот истинная причина неудач. Помните: вы можете преодолеть любую трудность. Будьте спокойны, даже оказавшись в сложной и запутанной ситуации: это мало повлияет на вас, если ваш ум невозмутим. Напротив, если ум позволяет вам гневаться, то вы утратите покой, даже если окружающий мир будет безмятежным и уютным.
- Читайте также: Семь фраз, которые лучше оставить в прошлом