Потенциал сознания: Неожиданный способ повысить креативность в школе

Опытом делится ученый и педагог Эшли Динс

22.06.2017

Объем информации, который ребенку нужно усвоить в школе, растет, как снежный ком, и большинство этих знаний, вероятно, он никогда не использует в будущем. Поэтому представители альтернативных систем образования предлагают перенести фокус внимания с собственно информации на развитие того, кто учится, и усилить его познавательные, мыслительные способности. Это можно сделать с помощью медитации, как рассказал на прошедшем в Киеве саммите «Наука и мир: Проверенные решения проблем насилия и социальных конфликтов» Эшли Динс, доктор философии, астрофизик. Господин Динс также является педагогом с 15-летним стажем, он экс-директор Maharishi School в Айове, признанной журналом Worth одной из восьми лучших частных школ с альтернативной системой образования.

В системе образования есть три структурных элемента:

  • это ученик или студент, тот, кто познает;
  • это процесс познания знания, или обучение;
  • а также собственно знание, объем информации, который ученик осваивает.

Традиционно образование самое большое внимание уделяет знанию, тому, что должно быть усвоено. Ученик должен знать математику, историю и другие предметы. Этот примат знания создал огромный прогресс нашего материального мира, нашей жизни – мы пользуемся компьютерами, гаджетами, электрокарами и другими благами цивилизации именно благодаря тому, что накопили много знаний. Но в США, стране, которая интенсивно пользуется этими благами, более чем 60% населения принимает медикаменты по назначению врача, и более чем 90% жителей страны покупают таблетки без рецепта. Почему они это делают? Потому что депрессия, тревога, бессонница, высокое кровяное давление и другие проблемы здоровья и психики заставляют так поступать.

Элемент образования: ученик

Конечно, нам всегда будет нужно знание, но также важно исследовать и узнавать больше о людях, которые познают, об учениках. Нам нужно знать, отчего люди счастливы, как они получают чувство самореализации, как становятся более креативными и умными? Поэтому необходимо разрабатывать образование, основанное на сознании. Сознание – базовый уровень познания. Однако есть разные уровни сознания, об этом вам расскажет любой опытный преподаватель. В понедельник утром студенты на задних рядах могут находиться в спящем состоянии сознания, а на первых рядах – в состоянии бодрствования. Так же, как есть разные уровни внимания, обучения, ума, креативности, да и бодрствования тоже. Поэтому образование сознания направлено на то, чтобы развивать более высокие уровни сознания в учениках и студентах – чтобы весь потенциал их способностей раскрывался.

Образовательная система США построена таким образом, что университеты принимают только лучших студентов. Если вдруг президент Трамп изменит правила приема, и в вузы смогут поступать все без исключения молодые люди, то в этом случае система рухнет, ведь даже лучшие университеты мира не знают, как превратить посредственного студента в лучшего. Эта опция попросту отсутствует в нынешней системе образования, а методика, основанная на сознании, позволяет внести ее в систему.

Элемент образования: здоровье

Стресс – сильный побочный эффект образования, как показали эксперименты, проведенные среди студентов Стэнфордского университета. И стресс поражает не только студентов, но и преподавателей. Выгорание учителей – одна из колоссальных проблем образования, они не выдерживают прессинга и уходят с работы. Образование в идеале должно развивать мозг человека, прежде всего, его префронтальную кору, ответственную за высшие функции, однако стресс сводит это «на нет».

Согласно исследованиям нейробиологов, в состоянии бодрствования мозг человека действует не слаженно, разные участки не скоординированы. Чуть лучше ситуация, когда человек закрывает глаза. Однако при трансцендентной медитации мозг приходит в согласованное состояние. Это великое открытие позволило расширить список принятых в науке состояний человека, и к бодрствованию, сну и сновидениям добавить состояние «свободного сознания», в котором мозг работает слаженно. Когда мы вспоминаем наше время в школе, то приходит на ум, что там мы изучали математику, историю, бегали на физкультуре и переменах, и только одной вещью мы там не занимались – у нас не было ни одного шанса сесть тихо и помолчать. Но только так мы можем испытать это состояние свободного сознания, когда во взаимодействие приходят префронтальная кора и примитивный мозг человека.

Исследования показали, что в контрольных группах, практиковавших трансцендентную медитацию, у участников повысился уровень креативности, умственная эффективность, абстрактное мышление – как раз те качества, которые хотелось бы развивать в учениках и студентах. По результатам замеров ученики школ Сан-Франциско значительно улучшили свои оценки по математике, английскому языку, притом, что никаких изменений в методике преподавания этих предметов не было. Кроме того, в этих школах на 75% снизился уровень пропуска уроков – дети гораздо больше хотели ходить в школу.

Элемент образования: медитация

Медитацию внедряют не только американские школы. К примеру, одна из школ Израиля с этой практикой получила награду от правительства страны за то, что смогла значительно снизить уровень насилия среди подростков. Медитации вводятся в школах Португалии, Монголии, Бразилии, где правительство законодательно разрешило в любой школе вводить эту практику, а также в Колумбии, Чили, Перу, Мексике, Великобритании и других странах.

Большинство из того, что дети изучают сейчас в школах, скорее всего, в ближайшем будущем устареет. Когда дети спрашивают мам, с чего они начинали изучать компьютер, мама наверняка ответит, что с клавиатуры. А нынешние дети могут и вовсе не знать, что это такое, ведь сейчас есть голосовой поиск. Поэтому на первый план выходит не предмет знаний, а мозг и его способности – креативность, критическое и абстрактное мышление, разум. И так можно отвечать на быстрые изменения в обществе.

Также каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос здоровым, того же хотят учителя для своих учеников. Мы хотим проводить профилактику заболеваний, и такую профилактику может дать практика свободного сознания. Мы знаем, что большинство хронических заболеваний имеют отношение к стрессу. Согласно длительному, 14-летнему исследованию, которое провел «Американский журнал по продвижению здорового образа жизни» в контрольной группе из 1400 человек, стоимость медикаментов, которые покупает человек, с возрастом увеличивается. На самом деле, мы все это знаем. Но была и группа, которая проводила медитации, и ее участники в итоге тратили на 58% меньше! Самым поразительным фактом является тот, что в группе, где люди начинали медитировать с 65 лет, их расходы на медицину снизились на 75%. В нашем стареющем обществе медитация может быть спасительным кругом.

— Читайте также: Образование сознания: Боб Рот о развитии детей через медитацию