Всегда приятно, когда мечта становится реальностью — целый год я искала спикеров из Японии, и нашла их… в Киеве! Сделав интервью с редактором японской версии сайта Укринформа и фотографом Хирано Такаши, я решила выпустить небольшую серию материалов о японцах, живущих в Украине. А для этого нужен новый спикер, и таковой нашелся. Очень интересный человек, — всегда приветливый и в вышиванке, — с весьма небанальной биографией. Прочитав о нем статью в Википедии, я подумала: «Он должен стать героем интервью на WoMo!»…
О гендерном равенстве и правах женщин в Японии и в Украине, явлении «кароси», новой эре «Рэйва» и о том, какими нас видят японцы, рассказывает общественный деятель, украиновед, президент Ассоциации украинистов Японии, доктор экономических наук, генерал-полковник Украинского реестрового казачества (!) господин Окабе Йошихико.
Расскажите, как и когда вы узнали об Украине и почему наша страна вас заинтересовала?
Впервые я посетил Украину в феврале 1992 года. Тогда меня очень интересовала ситуация, которая сложилась после распада СССР. Поэтому я посетил Москву и Киев. Я был очарован украинской культурой, ее историей и людьми. А следующий визит состоялся 2009 году, когда г-н Игорь Козловский, специалист по религиозным, духовным и психофизических системам, пригласил меня посетить Донецкий национальный технический университет.
Расскажите, пожалуйста, об Ассоциации украинистов Японии.
Ассоциация украинистов Японии — организация, основанная 11 июня 1994 года, она входит в состав Международной ассоциации украинистов.
Первым президентом ассоциации был доктор Накаи Казуо, профессор Токийского университета. Изначально в ней состояли всего 20 человек — ученые, аспиранты, журналисты. Благодаря их усилиям в октябре 1994 года и в мае 1995-го были проведены первые научные украиноведческие конференции. Сейчас ассоциация объединяет около 70-ти человек, среди которых — два бывших посла Японии в Украине.
Мы проводим по две конференции в год — в мае и декабре. Нашими спикерами являются японские и украинские ученые, дипломаты, депутаты.
Я знаю, что вы происходите из рода самураев, а также являетесь генерал-полковником Украинского реестрового казачества. Что общего вы видите между самураями и украинскими казаками?
В середине 19 века, когда эра самураев окончилась, их численность составляла всего около 7% от общего количества населения Японии. Самураев мало осталось, и я очень горжусь тем, что в моем роду они были (по линии матери, родом из Кагосимы).
Украина и Япония имеют много общего, и я думаю, что крупнейшим из сходством является именно существование самурайства и Запорожского казачества. И самураи, и казаки были не только воинами, но и землевладельцами в мирное время. Они очень были привязаны к своей земле.
Каким вы видите украинцев?
Как и многие японцы, 25 лет назад я тоже не видел разницы между украинцами и русскими. Но когда я приехал сюда, я тут же почувствовал разницу. Украинцы — оптимисты, яркие личности, очень последовательные, что хорошо для укоренения демократии. Из отрицательных черт могу назвать только одну — украинцы медлительны в принятии решений, что негативно сказывается на политической ситуации в стране. Но все же я рад, что вы сумели построить наилучшую демократию из всех тех стран, которые некогда входили в состав СССР.
Можете ли сравнить японское и украинское общества и сказать, какое из них является более прогрессивным в таких вопросах, как защита прав человека и защита прав женщин?
Очень интересный вопрос! Многие годы женщины Японии подвергались дискриминации, но за последние 50 лет наше общество кардинально изменилось. В 1972 году был принят закон, гарантирующий женщинам равную оплату труда, а также равные условия труда, что, безусловно, положительно повлияло на установление гендерного баланса. Конечно, этого недостаточно, поэтому в течение последних 30-ти лет правительство стимулирует мужчин проводить больше времени со своими семьями, а не на работе. Издаются новые законы, гарантирующие гендерное равенство в разных сферах деятельности.
Что касается Украины, то тут общество мне кажется более гендерно сбалансированным. Я был приятно удивлен присутствием женщин в науке — их большое количество. Они учатся и преподают в университетах, имеют различные степени и занимают высокие посты. Такого феномена нет в Японии. Но в парламенте ситуация почти такая же, как и у нас — депутатов-женщин очень мало.
Насколько украинцы толерантны к иностранцам?
Я жил в Великобритании в 2012- 2013 годах, англичане были очень добры к японцам, и ко мне лично тоже. Однако там я чувствовал себя иностранцем, а тут — нет! Украинцы ведут себя со мной так, будто я тоже украинец. Такое отношение не свойственно европейцам. Я думаю, что такое возможно только в Украине, поэтому я воспринимаю ее, как родную страну — это моя вторая родина.
Есть такой термин «кароси» — смерть вследствие тяжелого труда и переутомления. Насколько велика эта проблема в Японии, и лично вам где удобнее работать — в Украине или в Японии?
Есть несколько теорий возникновения кароси. Одна из них гласит, что мужчина приходилось особенно много работать в 1950-70-е годы, тогда как большинство женщин вели домашнее хозяйство. Благодаря упорному труду в Японии в те годы случилось экономическое чудо, но оно имело не только позитивные, но и негативные последствия — многие мужчины умирали от переутомления прямо на рабочих местах.
К сожалению, кароси все еще существует в Японии. Скрупулезная работа — наша «плохая традиция». Вот недавно СМИ облетела новость о том, что молодая женщина скончалась от переутомления. Правительство пытается реформировать сферу труда — новый закон должен гарантировать всем трудящимся оплачиваемые отпуска и грамотно структурировать распределение рабочей силы.
Недавно правительство Японии объявило название новой имперской эры, которая началась 1 мая 2019 года — это будет эра «Рэйва», то есть эра «порядка», «гармонии”. Можете прокомментировать: что это означает для японцев? К каким изменениям в обществе это может привести? [traqli_related]
«Рэйва» — мне нравится, как это звучит и что означает.
В результате революции Мейдзи, которая произошла в 1868 году, роль нашего императора изменилась — он перестал быть главой государства, вместо этого он стал религиозным лидером и символом Японии. После того как закончилась эры Мэйдзи, список его обязанностей был пересмотрен — он снова возглавил государство и был назначен главнокомандующим. А после Второй мировой войны он официально стал «символом интеграции японского народа». Я горжусь этим, потому что мы можем создали демократию, невзирая на монархию.
Наш новый Император — выпускник Кембриджского университета. Специализация Его Величества — экономика. Он открытый человек и с радостью познает мир. Судя по тому, как он общается с японцами, — очень вежливо, — я думаю, что его можно назвать народным императором.
Подготовила Ира Керст
Фото из архива Окабе Йошихико