Школьный парадокс: Девочки учатся лучше, зато мальчики — более счастливы

Как счастливое детство зависит от пола

29.09.2016

Обычно школьные годы рассматриваются больше как период усвоения программных знаний, поэтому оцениваются только по показателям успеваемости. Но школа — это не только оценки, это и развитие личности ребенка, его социальные навыки — об этом мы вспоминаем намного реже, чем о результатах контрольных. Счастливы ли наши дети в школе? Оказывается, что не все, и зависит это от пола ребенка.

Последние три года ученые Кардиффского университета анализировали разницу в восприятии мальчиками и девочками школьной жизни. Опрошены были 1500 учеников младших и средних классов в 29 школах Уэльса. В ходе исследования обнаружилось, что девочки менее счастливы в школе, чем мальчики.

Почему девочки радуются меньше

Как так получается? Ведь традиционно девочки учатся лучше? Почему бы им не радоваться своему статусу лучших учениц? Девочки позитивнее воспринимают школу как институт общества, чем мальчики. То есть, школа нужна, школа — это хорошо, девочки знают это и знают также о том, что учителя ожидают от них усердия, высоких результатов, поощряют за хорошую успеваемость. Тем не менее, когда девочек спросили как же они чувствуют себя в школе, то получили не такие «радужные»  ответы. Около 25% респонденток сказали, что в школе они чувствуют себя тревожно, в то время как мальчиков, которые беспокоятся в школе, — всего 16,5%. «Чужими» в школе чувствуют себя около 24% девочек, сравните с 8,8% мальчиков! 20% девочек и всего 12% мальчиков не согласились с утверждением «учителя хорошо знают меня». Хуже всего то, что с годами (а исследование шло 3 года) негативная тенденция только усиливалась: ученые задавали тем же детям те же вопросы и никогда не фиксировали перемен к лучшему, скорее наоборот.

Как счастливое детство зависит от пола

Предыдущие исследования Американской ассоциации психологов и британских ученых из организации UCAS обнаружили, что девочки имеют лучшие показатели успеваемости по всем или почти всем школьным дисциплинам, чем мальчики. Эта тенденция установилась еще с начала ХХ века во многих странах. «Гендерный разрыв» в успеваемости часто объясняется нехваткой учителей-мужчин. Но исследованиями установлено, что пол учителя не влияет на успеваемость учеников. Скорее всего, причина в том, что девочки позитивно воспринимают сам процесс учебы, читают и учатся больше и ведут себя лучше, чем мальчики. Тем не менее, результаты исследования ученых из Кардиффа показывают, что стоит это девочкам дорого: они платят за хорошие оценки чувством неуверенности, отчуждения и тревожности.

Школа как место социализации

Школа — это намного больше,чем просто место, где лежит гранит науки. Это место многочисленных контактов, взаимодействий, динамик, это место роста личности. И, например, типичные для подросткового возраста проблемы не исчезают, когда ребенок ходит в «храм науки». Более того, для некоторых ребят они могут только усугубиться. Девочки-школьницы уже в таком юном возрасте ощущают на себе установки патриархального уклада нашего общества в учебном заведении. Например, это касается того, как выглядит их тело, какой статус они имеют в соцсетях — это главные темы их школьной реальности, которые оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние девочек.

Учителя и родители прилагают много усилий к тому, чтобы сократить «гендерный разрыв» в успеваемости, но что мы делаем для того, чтобы дети, особенно девочки, чувствовали себя более счастливыми в школе? Наверное начать стоит с того, что нужно перестать говорить: «Ты не получила высший бал? Ты же девочка!» и «Прогулял уроки? Ну что вы хотите, это же мальчик!»

 Источник: theconversation.com

— Читайте также: Записки из Швейцарии: 8 удивительных фактов о начальной школе