Елена Левчук: «Моя задача — каждый день разрушать стереотип о женщинах за рулем»

Интервью с водителем такси-сервиса

30.07.2019

Несмотря на то, что женщина за рулем давно уже не вызывает ни у кого удивления (разве что в Саудовской Аравии, где женщинам совсем недавно разрешили водить автомобиль), женщина, которая работает таксистом — все еще непривычное явление на дорогах нашей страны. Но для женщины быть таксистом — это как и любая другая работа, которая позволяет много зарабатывать, самой планировать свой график  так, чтобы хватало времени и на семью, а также получать удовольствие от вождения. Об этом нам рассказала Елена Левчук, водитель сервиса такси Bolt.

Елена, расскажите, почему вы решили стать водителем такси?

Изначально ничто не предвещало такого поворота в моей жизни… (Смеется). До замужества я работала графическим дизайнером. Однажды супруг дал мне сесть за руль, и мне это так понравилось, что я практически сразу записалась на курсы вождения. Через несколько месяцев я получила права, а спустя еще пару недель пошла работать в такси. Это было восемь лет назад в Твери, куда я уехала вместе с мужем. 

Год назад я вернулась в Украину и начала здесь работать: сначала я работала в Виннице в Uber, а после того, как мой автомобиль сломался, стала рассматривать и другие города. Получить автомобиль для работы в сервисе такси можно только в Киеве и Харькове. Так как я не рассматривала Харьков в качестве города для жизни, переехала в Киев и начала работать в Bolt. 

Но вы могли бы вернуться обратно в дизайн…

Нет, без автомобиля я просто не представляю свою жизнь. Да и работа дизайнера мне уже не так интересна. Можно сказать, что одно увлечение вытеснило другое.

Как отреагировали в семье на ваше решение зарабатывать вождением?

Все мои близкие были очень удивлены моим выбором. Мама всегда считала, что дети должны получить высшее образование, иметь работу по специальности. А тут неожиданно я, с высшим образованием, иду работать в такси. Но это моя жизнь и я сама решаю, кем и как мне быть. Мне нравится то, чем я занимаюсь. И я счастлива в своем деле! 

Сколько в компании, где вы работаете, женщин среди таксистов? Пришлось заслуживать уважение коллег-мужчин?

Если говорить конкретно о нашем таксопарке, то у нас работают несколько сотен мужчин, и только я одна — женщина.  Когда я пришла устраиваться на работу, мне сказали: «К нам приходили две женщины, думали, что они смогут у нас работать. Хватило на неделю!». Пришлось доказывать, что меня хватит на более долгий срок.

И насколько вас уже хватило?

На восемь месяцев. Насколько мне известно, у меня довольно высокие финансовые показатели, потому что я провожу за рулем много времени. И мне не надоедает! Я получаю от вождения большое удовольствие!

Конкуренцию ощущаете?

Конечно! Соревновательный дух у нас определенно присутствует, и это очень бодрит! В конце месяца нам оглашают рейтинг поездок, в котором я, как правило, занимаю первое место. Конечно, некоторых коллег это злит и раздражает, поэтому они в свою очередь пытаются какими-то колкостями меня задеть. Но мною все равно движет спортивный интерес и азарт, я хочу доказать, что женщина за рулем – это не обезьяна с гранатой. Так что оборотов сбавлять не собираюсь. 

Наверняка вам приходится ездить и поздней ночью, а пассажиры бывают разные. Не страшно водить?

Страшно было первые две недели, потому что тогда у меня не было опыта. Я до сих пор сочувствую своим первым пассажирам!(Смеется). Полностью всю ответственность за свою работу я ощутила, когда везла пассажира, которому было всего две недели. Так аккуратно я еще никогда не водила. Но если говорить о каких-то рисках для меня как для женщины, то, конечно, клиенты бывают разные и в разных состояниях. Главное — не доводить ситуацию до точки невозврата. Если возникают какие-то попытки пьяных ухаживаний, я сразу даю человеку понять, что я на работе и в данный момент за рулем, но в то же время стараюсь не хамить и не разжигать конфликт. 

Вы замечаете разницу в том, как водит машину мужчина и женщина?

Да, конечно. Женщинам не нужно ничего доказывать. Они не меряются силой, скоростью, не пытаются выяснить, кто круче. Женщина чаще руководствуется принципом «Уступи дорогу». Торопится человек куда-то? Хорошо, лучше уступить ему дорогу и пропустить, чем потом оформлять ДТП. А в целом как среди мужчин, так и среди женщин есть такие, кто водит отвратительно, и наоборот.

С какими стереотипами в работе такси вам приходилось сталкиваться?

В основном это насмешки, троллинг. Например, пассажиры начинают слишком поспешно пристегиваться и добавлять комментарии по поводу водителя-женщины. Но я стараюсь не реагировать, а просто хорошо выполнять свою работу, либо точно так же отшучиваюсь. Мне хочется показать, как человек ошибается. А бывает и такое, что пассажир, выходя из машины, говорит: «Вынужден признать, что вы хорошо водите». 

Почему среди таксистов так мало женщин, как думаете?

Во-первых, это нелегкий труд, к которому не каждый готов. Во-вторых, мешают внутренние стереотипы и убеждения, страхи, что не получится. Но страхи напрасны, потому что работа в такси-сервисе может быть как основным заработком, так и подработкой в выходной день или вечером: и катаешься в свое удовольствие, и получаешь дополнительные деньги.

По-вашему, какие черты отличают классного таксиста?

Прежде всего, это безопасное вождение в сочетании с оптимальной скоростью. Классный таксист всегда едет аккуратно, но при этом не плетется как черепаха. Ну а дальше — по ситуации. Таксист должен быть вежливым, уметь подстроиться под настроение пассажира и в случае чего разрядить обстановку.

То есть таксист должен быть еще немного психологом?

Я бы даже сказала, что не немного. Порой приходится играть роль реального громоотвода. Но острые темы вроде выборов, политики, религии, футбола я стараюсь не затрагивать. Если же запрос поступает со стороны пассажира, я тоже предлагаю сменить вектор беседы. 

Продолжите фразу: «Дорога для меня — это…»

Это жизнь.

А машина?

А машина — это мое все. Для меня автомобиль — и дом, и работа, и антидепрессант. 

Вы упомянули, что одно ваше увлечение (машины) вытеснило другое (дизайн). Есть вероятность того, что вашу сегодняшнюю страсть тоже что-то вытеснит?

Вполне возможно, и я даже знаю, что это будет. Я хочу получить водные права. На мой взгляд, нет ни одного занятия, которое не могла бы делать женщина!

— Читайте также: (Не)Гучно: Чи потрібні жінкам квоти у музичній індустрії