Сильный не кричит: Как не повышать голос на детей

Методы взаимодействия с детьми, которые работают

Стивен Марш, канадский писатель и журналист считает, что кричать на детей — не способ показать свою власть. Крик в этом случае показывает вас слабыми, людьми, которые не знают, что еще можно сделать, кроме как орать. Почему крик не работает и что делать вместо этого?

Если вы кричите, значит контроля у вас нет, а значит — вы слабы. Вот уже 50 лет как телесные наказания исчезают как метод воспитания. Но крик? Почти все кричат на детей — кто чаще, кто изредка, даже те из родителей, которые знают, что это не дает желаемого эффекта. Крик — это, возможно, самая глупая ошибка современных родителей.

Настоящие последствия крика

В семьях, где на родители кричат, растут дети с низкой самооценкой и более высоким риском развития депрессии. Более того, в 2014 году в журнале The Journal of Child Development было опубликовано исследование о том, что последствия крика почти такие же как и последствия физического наказания: повышенная тревожность, стресс и депрессия, а также поведенческие проблемы.

Сколько раз вы сказали себе после того, как накричали на ребенка: «Это была правильная мысль — наорать»? Вы кричите, потому что вы действительно слабы в этот момент. Крик — это реакция человека, который не знает, что еще можно в данной ситуации сделать. Но многие родители, я в том числе, не представляют, как ни разу не повысить голоса в течение дня. У них две проблемы: «Как остановиться?» и «Что вместо этого сделать?». И мы не говорим про ситуации, когда вы окриком останавливаете ребенка, выбегающего на дорогу. Мы говорим о крике как о методе воспитания. Как инструмент воспитания крик бесполезен, потому что он просто прививает привычку орать и детям. Мы ведь орем каждый день по одним и тем же поводам, орем все громче, потому что изначальный уровень крика не сработал. Убери в комнате. Иди ужинать. Не мучай собаку. Прекрати драться с братом. Алан Каздин, профессор психологии в Йельском университете, говорит, что ваше понимание, что крик — плохо, не поможет.

Крик — это не стратегия, это «выпускание пара».

«Например, цель крика — катарсис типа «я хочу прекратить этот спор и покажу тебе, насколько я зол». В таком случае крик имеет смысл. Но если цель в том, чтобы изменить что-то в ребенке или развить в нем положительные привычки, то криком ничего не добьешься, есть другие способы.»

Позитив

Многие думают, что позитивные родители — ленивы и ничего не делают в плане воспитания. Но не кричать требует планирования и дисциплины от родителя, а для того, чтобы орать это не требуется. Доктор Каздин предлагает систему из трех элементов: предпосылки, поведение и последствия.

Предпосылки — это вводные данные, это объяснить ребенку, что вы хотите, чтобы он сделал, прежде чем вы потребуете исполнения.

Поведение — та модель действий, которую сформировал родитель.

Последствие — выражение похвалы, когда было получено правильное поведение. Похвала должна быть такая очень кинематографичная, очень впечатляющая: улыбка, объятия, возгласы. Но похожа на искреннюю. В этом и весь трюк.

Поэтому вместо крика каждый вечер из-за валяющихся там и сям по коридору кроссовок, попросите ребенка утром аккуратно поставить на место свою обувь, когда он вернется из школы. Убедитесь в том, что вы сами, приходя с работы, аккуратно ставите вашу пару обуви на место. И если ваш ребенок поставил свои башмаки в правильное место, или хотя бы близко к этому месту, похвалите и обнимите его.

Этот метод сработает, если вы натянете до ушей самую восхищенную улыбки и сообщите ребенку, за что именно вы его хвалите радостным и бодрым голосом, а потом нужна невербальная похвала: обьятия, например. Не думайте, что выглядите глупо — такая яркая реакция просто запоминается детьми как такая, которую хочется получить снова. Не просто ворчание: «Кроссовки на месте? Ну вот, можешь же, если хочешь».

Доктор Каздин комментирует: «Мы ведь хотим выработать новые привычки. Практические действия меняют мозг, а в процессе этих изменений — уходят и все те негативные детские привычки, от которых мы хотим избавиться: истерики, споры с родителями, драки со сверстниками и т.п.»

Мгновенная реакция — не лучший выбор

Если дети ведут себя хорошо, нам незачем кричать. А если мы не кричим, дети ведут себя лучше. Вы не должны кричать, реагируя импульсивно, вы не должны ждать, что они набедокурят, чтобы потом рассердиться на них — вам нужен план, вы должны играть на опережение, многое предвидеть. Для этого вы сами должны быть дисциплинированы, уметь справляться с негативными реакциями. Доктор Каздин говорит по этому поводу: «В процессе эволюции мы стали очень чувствительны к негативным вещам в том, что нас окружает. То есть крик, гневные окрики — это эволюцией заложенный механизм, он должен нас защищать: закричишь — медведь уйдет, враг испугается и дрогнет и так далее.» Отказаться от крика сложно, потому что нам кажется, что тогда в чем же наша воспитательная работа.

В 1960-х годах в США 94% родителей пользовались физическими наказаниями как методом воспитания. В 2010 году их стало 22%. Этому много причин, мы стали больше прислушиваться к детским психологам, их стало больше, материалов стало больше. Но в основном, мне кажется, родители не шлепают детей не только потому что это плохо для детей, а потому что это ничего не дает. Крик тоже ничего не дает, точно так же, как и физические наказания. А вот похвала работает. Научно доказано.

Источник: nytimes.com

— Читайте також: Борьба со звуковым насилием: Как я перестала кричать на детей

Мы в Facebook