Как научить ребенка жить устойчиво

Рассказывает Инка Борманн, профессор кафедры общей педагогики в Свободном университете Берлина

15.01.2016

Как научить ребенка совершать покупки и питаться устойчиво, и не ориентироваться на стереотипы, знает Инка Борманн, профессор кафедры общей педагогики в Свободном университете Берлина. Она напоминает родителям, что основные потребители — это сами взрослые. WoMo приводит для вас основные тезисы из интервью c ученой для немецкого издания Spiegel.com.

Первое понимание устойчивости дает семья

Чтобы научить ребенка жить по принципу устойчивости, нужно в первую очередь быть примером. Дети будут наблюдать за родителями, которые стараются по возможности жить устойчиво, и считать именно их образ жизни нормальным. Предпочитать машине общественный транспорт или велосипед, покупать сезонные фрукты и овощи и т. п. В этом деле не нужен фанатизм, нужно устойчиво поступать в мелочах, которые заметны ребенку. Вместе ходить за покупками, экономно относится к использованию воды, электроэнергии, бережно относится к природе. До того как ребенок пойдет в школу, его мировоззрение строится на том, что дало ему ближайшее окружение, то есть семья.

kind an der kasse im supermarkt

Что делать, если ребенок просит очередной гаджет

В школе появится желание быть похожим на одногодок — такой же смартфон, такие же брендовые вещи и т. д. Но это не значит, что вы должны стремиться выполнять все просьбы ребенка. Родителям следует учить детей противостоять давлению группы. Сказать поощрительные слова, если ребенок не выпрашивает смартфон поновее. Со старшими детьми можно поговорить о том, из каких элементов и веществ, представляющих серьезную опасность для людей и окружающей среды, состоят гаджеты, и что покупка еще одного смартфона нанесет урон экологии планеты.

Только при этом нельзя быть категоричным. Иначе можно вызвать противостояние со стороны чада. Тем не менее не забывайте, какой бы важной ни была покупка нового гаджета или брендовых шмоток, — не дети являются самыми крупными потребителями, а взрослые. Именно родители решают, в каком направлении движется семья, чем и как живет и развивается.

Не перекладывайте на ребенка решение структурных проблем

Инка считает, что родители зачастую слишком многого требуют от своих детей. На детей нельзя перекладывать решение структурных проблем, которые возникли еще несколько столетий назад. Немецкий ученый по вопросам воспитания Герхард де Хаан  (Gerhard de Haan) описал, как всевозможные угрозы могут обезволить детей и подростков. Мир ужасен, ну что я могу сделать. Поэтому Эрика советует родителям показывать детям, где и в чем те могут себя применить, как они могут стать людьми с активной жизненной позицией. Например, принять участие в субботнике по уборке ближайшего к вам парка.

202579

Будьте осторожны в своих объяснениях

Также родителям следует быт осторожными в деле чтения лекций и нотаций. Потому что дети очень устают и перенапрягаются, если родители слишком много всего объясняют. Идет ли речь о проблемах мигрантов, войне или глобальном потеплении, зачастую эти проблемы слишком далеки от детей, если не касаются их напрямую. Даже основы питания не всегда имеет смысл вместе проговаривать. Надо ли есть мясо, если для этого нужно убить курицу или свинью? Или мы лучше обойдемся хлебом? Малыши задумываются над такими вопросами гораздо меньше, чем мы думаем.

Когда и что обсуждать с ребенком

Если же ребенок задает вопрос, мама с папой должны на него обязательно ответить, но объяснение должно соответствовать возрасту ребенка. Пятилетка вряд ли понимает, почему лучше покупать сезонные овощи и фрукты, выращенные в вашей местности. В таком возрасте еще сложно понять, что мировая торговля наносит вред окружающей среде. С 10-12 лет дети все больше начинают интересоваться ценностями, которые важны для их родителей, у них появляется свое собственное мнение. Теперь уже можно и глобальные темы обсуждать. И вместе принимать решения, поехать, например, в Египет, или в Карпаты.

Не страшно, если родители сами не определились по какому-либо пункту. Важно осознанно принимать решения, учитывая потребности ребенка. Дальние путешествия, к примеру, больше интересны родителям, а не детям. Возможно, именно вместе вы сможете принять решение, которое устроит всех. Например, не отказываться от автомобиля, но проинвестировать проект по лесовосстановлению. Важно несмотря на все сложности просто вместе начать, потому что жить устойчиво на 100% невозможно.

Читать еще: Что такое эковоспитание