Компетентностный подход в современном образовании

На что должна быть ориентирована система образования

Сегодня уходит время тех, кто, даже обладая высочайшим IQ, не обладает компетентностными навыками общения. Результат образования — компетенции нацеленные на подготовку людей к достаточно неопределенному и непредсказуемому будущему.

Если раньше оценка означала, что вы освоили четко зафиксированный набор конкретных тем, то сегодня диплом представляет собой набор приобретенных человеком характеристик (компетенций), некое портфолио. Это особенности человека, связанные с освоением большого объема информации, умением выбирать собственную позицию, принимать решение, участвовать в коллективной работе. Сегодня время командных проектов, которые работают от науки до бизнеса.

Когда мы фиксируем результаты образования в виде знаний, мы можем проверить результат образования тестами, стандартным экзаменом или работой над проектом. Но качественно оценить, как вырос человек над самим собой, как он изменился, может только тот,  кто с ним работает, — учитель, преподаватель. Однако эту субъективность в реформах образования пытаются минимизировать.

Сейчас очень популярны образовательные онлайн-ресурсы, когда ведущие университеты мира открывают свои курсы, и любой желающий может их пройти. Во время такого обучения оценивается информация не только об освоении содержания курса, а еще о том, как студент делает это. Сразу ли он приступает к выполнению задания или только перед дедлайном, бросается ли выполнять самое простое, откладывая самое сложное «на потом». Делается акцент и на умении оценивать себя и группу людей, которые также обучаются онлайн. Это серьезные изменения в образовании.

Говоря о компетентности как стратегии развития системы образования, нужно добавить, что она формируется не  отдельными курсами, а всем образовательным процессом, включая и внеаудиторную работу, и неформальное образование. Особенно вызывают интерес у студентов неформальные методики в игровых формах.

Сегодня многим хочется, чтобы образование было развлекаютельным и доступным. Для него нет возрастных границ. Люди собираются в приятных местах, в кафе, в свободное время участвуют в каких-то образовательных мероприятиях. Объединение образования с игрой, кейсовые методики обучения, безусловно, привлекают учеников и студентов.

Главное, не допускать легкомысленного отношения в будущем, когда, став профессионалом, человек также станет принимать решения, играючи и опираясь на какие-то сиюминутные основания.

Компетентностный поворот интересен еще и тем, что он во главу угла ставит личность человека. Наша система образования сегодня не позволяет работать с каждым студентом как с личностью. И это большая проблема. Что могут преподаватели успеть в течение курса — решается свыше. Но для начала нужно задаться вопросом, с каким студентом, с каким запросом ему как педагогу приходится работать.

По метариалам: postnauka.ru

Мы в Facebook