Умный или счастливый?

Кого растят современные школы

Счастливы ли дети в школе? На этот вопрос можно получить очень неоднозначные ответы. Что же не так со школьным образованием? Какие цели оно преследует, если не воспитание здоровых молодых умов, способных в дальнейшем изменить мир? На эти вопросы ответили Михаил Крикунов и Катерина Ясько на Образовательном форуме-2016. 

дети счастье школаКатерина Ясько, социальный предприниматель, психолог, эдуколог

В области образования я — «воинствующий аматор». История эта началась с того, что я стала мамой глубоко не счастливого школьника. Когда мой старший сын пошел в школу, то моя жизнь изменилась. Я глубоко начала интересоваться темой счастья в образовании. Для меня стало большим открытием, когда появились методологически корректные исследования, которые говорят нам о том, как определить качество образования.

31% населения земли — люди до 18 лет. 10% детей имеет проблемы с тем, что называется ментальным здоровьем.  У 5 % — повышенная тревожность, реже депрессия. И 5 % детей имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности. Еще 1 % — это аутизм и задержка психического развития. Это значит, что 10 % детей растут изначально несчастными. У нас есть 3 линии развития: академическая, поведенческая и эмоциональная. Так вот, в школе эмоциональной линии, отвечающей за счастье, не уделяется времени совсем. Потому вопрос ментального здоровья должен стать абсолютным приоритетом для системы образования. У нас же в стране, да и не только, школы — фабрики по сдаче экзаменов. И если это в ближайшее время не изменится, то не вырастет и уровень благополучия детей.

здоровые молодые умы

здоровые умыМихаил Крикунов, научный сотрудник IEDC (Вашингтон, США); визитинг-профессор университета Нью-Брансвик, Канада

Педагоги часто задаются вопросом: как обучать? Мне кажется, что нет единого ответа. Нужно знать, кого учить. Во многих вузах делают значительную ошибку, продолжая обучать студентов как детей. Та же ситуация и со школьным образованием. Прежде всего, нужно слышать ребенка, обратить внимание не на сумму фактов, а на то, как ребенок будет их усваивать.

В начале ХІ века существовало три призвания, которые считались священными, тем, чему будешь верен всю жизнь, — священники, медики и судьи. В те времена не было цели научить людей мыслить. Спустя 1000 лет навыки, которые ранее были уделом элиты, узкого слоя общества, теперь необходимы всем. Какой результат мы хотим получить от образования? Знания. А что с ними нужно делать? Знать. Понимать. А так же демонстрировать свои навыки. Если свести знания к контенту, то проверить знания достаточно просто. Просто стоит спросить — помнит ли школьник утверждение, связанное с тем или иным предметом. Зачем ученику знать, что Наполеон в 1804 году был коронован императором Франции, если он не знает, кто такой Наполеон и что означает быть императором? И тем более он не сможет проанализировать, что это событие означает то, что Республике в 1804 году пришел конец.

здоровые молодые умы

Что делать

Посмотрите сейчас на американские сериалы, где главные герои — умные, продвинутые и неординарные личности. В США значительно выросла популярность математики, да и в общем науки, появилось множество школ и кружков по математике, популярны летние и зимние математические лагеря. Критерии отбора ученика в такую школу — это удовольствие, которое ребенок получает от решения задач. В итоге лозунгом современного образования становится фраза: «Решение проблем для удовольствия в жизни приведет к обеспеченной жизни ребенка». Что же нужно менять в нашей системе?

  • отказаться от привычных школьных экзаменов. Они ничего не проверяют, кроме заученных на короткое время фактов;
  • задавать вопросы о построении учебного процесса школьникам;
  • преодолеть лень и консервативность преподавателей. Им должно быть так же комфортно в школе, как и детям;
  • школа должна выйти за рамки своих стен. Обучаться можно везде. И в этом пункте мы не говорим о скучных плановых экскурсиях, но о возможности проводить тематические занятия в музеях или библиотеках;
  • учащиеся должны иметь больший доступ к знаниям, чем их преподаватели. И учителя и школьники должны разумно использовать интернет и постоянно развиваться.
  • волонтерство. Дети должны иметь возможность помогать сверстникам: менее обеспеченным или с ограниченными возможностями.
- Читайте также: Почему ваши дети плохо учатся

Мы в Facebook