10 впечатляющих фильмов года, которые не удастся сразу выбросить из головы

Отборное кино

Мы все любим подводить итоги года. И в кинематографе в том числе. Можно оценивать кассовые сборы, смотреть на итоги премий и кинофестивалей, читать мнения критиков и отзывы. А можно по крупицам выбирать то лучшее, что трогает именно вас. Мы делимся тем, что впечатлило нас в этом году. Что-то из кино фестивального, что-то из массового, а что-то из того, о чем многие и не слышали. И мы сознательно не вспоминаем в этом обзоре украинский фильм «Киборги», потому что есть фильмы, которые не поддаются рейтингованию. 

Стеклянный замок/The Glass Castle

США

«Стеклянный замок» знакомит зрителя с молодой и амбициозной девушкой Джанет, которая строит карьеру в Нью-Йорке и готовится к свадьбе. Параллельно с настоящими событиями в фильме показаны воспоминания из детства и юности Джанет, которые оказываются не такими и радужными. Она росла с двумя сестрами и братом в семье, где родителей, мягко говоря, можно было назвать «вольными художниками». Переезжая с места на место, дети не теряли надежды, что наконец-то их отец-инженер сможет воплотить свои чертежи в реальность и построит для семьи стеклянный замок. Но как стеклянный замок, детские души ранимы, и травмы, пережитые в юном возрасте, откладывают отпечаток на дальнейшую жизнь. Фильм интересен еще и тем, что основан на реальных событиях по мемуарам Джанет Уоллс, а в актерском составе такие звезды, как Наоми Уоттс, Вуди Харрельсон и Бри Ларсон.

О теле и душе/A Teströl és Lélekröl

Венгрия

«О теле и душе» — это сюрреалистическая сказка с особенной эстетикой от венгерки Ильдико Эньеди о любви в современном мире, возникшей благодаря пересечению реальности и сновидений. Главные герои Эндре и Мария – двое замкнутых людей, работающие на скотобойне и сторонящиеся общения с другими. Неожиданно они узнают, что каждую ночь они видят одинаковые сны. Поначалу это настораживает и немного пугает их, но постепенно они принимают это странное совпадение и пробуют воспроизвести сюжет своих снов наяву. Премьера фильма состоялась в этому году на Берлинском кинофестивале, где картина одержала победу в основной конкурсной программе, а также получила награды ФИПРЕССИ и экуменического жюри.

По ту сторону надежды/Toivon tuolla puolen

Финляндия

В комедийной драме финского режиссера Аки Каурисмяки переплетаются две сюжетные линии. Первая рассказывает историю Викстрема, продавца рубашек, который уходит от жены, выигрывает в покер приличную сумму денег и, решив кардинально изменить жизнь, покупает ресторан. Вторая история разворачивается вокруг Халеда, беженца из Сирии, который приезжает в Хельсинки в поисках убежища. Его семья убита, дом разрушен, в центре временного проживания беженцев царит бюрократия, вот и бежит Халед на улицы, где и встречает Викстрема, который вместе со своими сотрудниками бросится в борьбу по спасению человека, бегущего от войны. В этому году «По ту сторону надежды» был удостоен премии «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру на Берлинале, когда же Каурисмяки спросили, как решать вопрос с эмигрантами и почему он обращается к этой теме, он напомнил: «Мы все люди, сегодня одни вынуждены бежать, завтра — мы можем стать беженцами».

Квадрат/The Square

Швеция, Германия, Франция, Дания

Обладатель «Золотой пальмовой ветви» фильм «Квадрат», которую критики прозвали социальной сатирой, после премьеры в Каннах снискал немало позитивных откликов, правда, мало кто ожидал, что ему присудят главную награду фестиваля. Итак, главный герой Кристиан, куратор музея современного искусства в Стокгольме, обеспокоен сразу несколькими проблемами. Во-первых, деньгами, которые нужны музею для существования. Во-вторых, промо новой инсталляции «Квадрат», посвященной кризису доверия в современном мире. И, в-третьих, — кражей телефона и бумажника, совершенной злоумышленниками. Интересно, что идея фильма появилась у режиссера Рубена Эстлунда после работы над одноименной инсталляцией, которую тот создал, дабы напомнить людям о нашей роли как живых существ, а также о том, что мы можем брать на себя ответственность и доверять друг другу. Инсталляция наделала много шума в Швеции, но сам «Квадрат», установленный на центральной площади города Вернаму, стал использоваться не по назначению — вместо пространства доверия и взаимопомощи незнакомых друг другу людей здесь стали назначать встречи влюбленные, а также проходить акции. Возможно, поэтому и в фильме «Квадрат», выпущенном спустя три года, сквозит определенное разочарование Эстлунда в мире современного искусства.

Зови меня своим именем/Call Me by Your Name

Италия, США, Бразилия, Франция

После мировой премьеры на фестивале независимого кино Сандэнс картину «Зови меня своим именем» накрыла волна успеха. Почему? Причин несколько. Первая — это красивый талантливо снятый фильм, в котором учтены все детали, характерные для Северной Италии 1980-х. Тонкую работу режиссера Лука Гуаданьино при этом сравнивают с таким же «чувственным подходом» Франсуа Озона и Педро Альмодовара. Вторая причина — это рассказанная история любви между 17-летним юношей Элио и 24-летним ученым по имени Оливер, которая показана утонченно, поэтично и опять-таки красиво (правда, из-за жизненных обстоятельств, им не суждено быть вместе). Третья — актерская игра, конечно же. На Сандэнс фильму устроили 10-минутную овацию, он уже получил массу наград и номинирован на «Золотой глобус», а Американский институт кино даже назвал его одним из топ-10 фильмов уходящего года. Нужны ли еще дополнительные поводы для просмотра?

Чудо/Wonder

США

Уже только трейлер к этому фильму вызывает массу трепетных чувств, но, к сожалению, в кинотеатрах таких фильмов единицы, особенно, если сравнить с количеством блокбастеров и историй супергеров. А ведь главный герой «Чуда» — тоже герой! У Огги (сокращенное от Август) синдром Тричера Коллинза, из-за которого у него лицо не такое, как у всех, и из-за которого ему пришлось перенести более 20 операций. Чтобы уберечь ребенка от жестокости толпы, родители решили обучать его дома и растить в кругу близких и адекватных друзей. Но когда приходит пора мальчику идти в школу, его мама решает отправить ребенка в большое плаванье под названием «жизнь». Замечательный, добрый семейный фильм с напоминанием о том, что же такое толерантность и эмпатия.

Дюнкерк/Dunkirk

Великобритания, США, Франция, Нидерланды

Вряд ли кто-то будет отрицать, что не ждал новой работы Кристофера Нолана со времен «Начала» и «Интерстеллара». В картине «Дюнкерк» он вновь выступает в роли режиссера, спустя три года после своего предыдущего фильма, — и весьма успешно. Драму о событиях Дюнкеркской операции — эвакуации морем английских, французских и бельгийских частей, блокированных у города Дюнкерк немецкими войсками в 1940 году, — называют лучшей работой в карьере Нолана, а также одним из лучших фильмов о войне. Cнято масштабно, сыграно добротно, музыку писал один из лучших композиторов современности Ханс Циммер — все сошлось, чтобы «Дюнкерк» номинировали на «Золотой глобус». Возможно, чуть не хватило предысторий к линиям основных персонажей, но, с другой стороны, фильм-то о спасении 300 тысяч солдат, а не об одном герое.

Окча/Okja

Южная Корея, США

Сатирическая научно-фантастическая картина «Окча» заставляет зрителя задуматься: а что мы едим? А кого? Откуда берется наша пища? К чему может привести бездумное потребительство? Главная героиня этого фильма, маленькая Миджа, жила на ферме в горах Южной Кореи вместе со своим другом — большим и немного застенчивым животным по имени Окча. На самом деле, Окча — это не обычное животное, а специально выведенная «суперпорода» одной могущественной корпорацией для решения глобальной проблемы с голодом. Но когда компания решает забрать свою собственность обратно и перевезти животное в Нью-Йорк, девочка не готова так просто сдаться и бросить своего друга в беде. В фильме все на своем месте: и Тильда Суинтон, играющая помешанную на пиаре главу компании, и телеведущий-зоолог Джейк Джилленхол, и чудесная Ан Се Хен, собственно, — сама Миджа. Но, конечно, внимание зрителя будет приковано к этому милому, созданному с помощью технологий и таланта и воображения художников, животному, которое будет настаивать, — у него есть душа.

Ван Гог. С любовью, Винсент/Loving Vincent

Великобритания, Польша

Около 100 художников создавали каждый из 65 тысяч кадров этого фильма, причем в той же технике, в которой работал сам Ван Гог. В итоге мы получили уникальный образец киноискусства — первый в мире анимационный полнометражный фильм, нарисованный масляными красками на холсте, несмотря на изначальное скептическое отношение знатоков анимации к самой идее. Так как фильм биографический, в его основу были положены письма знаменитого художника, а также сами картины, которые отражали его жизнь и быт. В 2017 году «Ван Гог. С любовью, Винсент» получил главный приз на Международном фестивале анимационного кино в Анси и на Шанхайском международном кинофестивале. Теперь же картина будет бороться за «Золотой глобус» в категории «Лучший анимационный фильм».

мама!/mother!

США

Прежде, чем клеймить нас за то, что этот фильм попал в подборку кино уходящего года, давайте все-таки вспомним, какой резонанс вызвала «мама!» Даррена Аронофски. Пожалуй, ни один фильм в 2017-м не собрал столь противоречивые отклики у критиков и зрителей. История семейной пары, в чью идиллию врывается вихрем другая пара, а затем и их сыновья — это, конечно же, отсылки к библейскому сюжету. Он — Бог, она — мать-земля, эта пара — Адам и Ева, их сыновья — Каин и Авель. Конечно, кому-то картина покажется полным бредом или святотатством, поэтому смотреть фильм все же лучше, предварительно почитав о нем, чтобы лучше улавливать суть символов и метафор. Со свой стороны, добавим, что в фильме хорошо показана опасность жертвенной роли женщины, ну а момент, в котором героиня Дженнифер Лоуренс выкрикивает «А я — мать!», защищая своего ребенка, — выше всяких похвал.

— Читайте также: 7 новых сериалов, которые мы будем обсуждать этой зимой

Мы в Facebook